АКСИОЛОГИЯ ПРОСТРАНСТВА В РОМАНЕ И. А. ГОНЧАРОВА «ОБРЫВ»

Авторы

  • Т. С. Фролова Алтайская государственная педагогическая академия

Аннотация

В литературной традиции сад Райского соотносится с архетипом Эдема. Пространство Малиновки бинарно: космос дома, в локус которого входит сад, противопоставлен хаосу обрыва. В связи с этим появляется мотив границы, разделяющий два нравственно-культурные пространства с их «новой» и «старой» правдой. В связи с духовными исканиями Веры, еѐ «падением» и «воскрешением» в романе выстраивается вертикаль «усадьба - обрыв». Мифологема сада является воплощением образа земного рая, нарушение границ которого (и, соответственно, нарушение христианских заповедей) может привести к гибели. Патриархальность своих взглядов И. А. Гончаров показывает читателю через антитезу «сад – обрыв».

Библиографические ссылки

Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстетики. – М.: Худож. лит., 1975. – 504 с.

Гончаров И. А. Обрыв. – М.: Худож. лит., 1980. – 718 с.

Дмитриева Е. Е., Купцова О. Н. Жизнь усадебного мифа: Утраченный и обретенный рай. – М.: ОГИ, 2008. – 528 с.

Евангулова О. С. Художественная вселенная русской усадьбы. – М.: Прогресс-Традиция, 2003. – 304 с.

Лотман Ю. М. В школе поэтического слова: Пушкин. Лермонтов. Гоголь: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1988. – 353 с.

Нащокина М. В. О русской усадьбе // Художник. – 1992. – № 4-5. – С. 1-2

Топоров В. М. Пространство и текст // Текст: семантика и структура. - М.: Наука, 1983. – С. 227-284

Фарыно Е. Введение в литературоведение. – Спб.: Издательство РГПУ им. А. И. Герцена, 2004. – 639 с.

Загрузки

Опубликован

2016-07-08

Выпуск

Раздел

Литературоведение