КОНТРАКТУАЛИЗМ В СОВРЕМЕННОЙ ЭТИКЕ КАК РЕЦЕПЦИЯ ТЕОРИИ ОБЩЕСТВЕННОГО ДОГОВОРА
Аннотация
Теория общественного договора оказала сильное влияние не только на формирование институтов современного демократического общества, но и на многие науки. Во второй половине XX в. возрождение интереса к теории общественного договора в философии привело к формированию контрактуализма как направления этической мысли, выводящего моральные правила и ценности из гипотетического соглашения между людьми. Как показывается в настоящей статье, преемственность между этими концепциями не является прямой, и они демонстрируют ряд отличий.Библиографические ссылки
Бьюкенен Д., Таллок Г. Расчёт согласия. Логические основания конституционной демократии // Бьюкенен Д. Сочинения. М.: Таурус Альфа, 1997. С. 33-206.
Макинтайр А. После добродетели: Исследования теории морали. – М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2000.
Никонов Л.В., Федюкин В.П. Что такое контрактуализм // Философские дескрипты. – №16. – 2016. С. 9.
Ролз Д. Теория справедливости. – Новосибирск: Изд-во НГУ, 1995.
Соколов Б.О. Индивидуальная рациональность и коллективные нормы // Журнал политической философии и социологии политики «Полития. Анализ. Хроника. Прогноз». – № 3 (74). – 2014. C. 30-44.
Усов Д.В. Этика ответственности К.-О. Апеля в ландшафтах контрактуализма // Антропологические измерения философских исследований. – №7. – 2015. С. 140-150.
Хабермас Ю. Этика дискурса: замечания к программе обоснования // Хабермас Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие. – СПб.: Наука, 2001. С. 67-172
Хайек Ф. Право, законодательство и свобода. – М.: ИРИСЭН, 2006.
Чалый В.А. Значение теорий общественного договора для развития политической философии в России // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. – № 12. – 2011. С. 130-142.
Эпикур. Главные мысли // Тит Лукреций Кар. О природе вещей. – М.: Художественная литература, 1983. С. 319-324.
Юм Д. Трактат о человеческой природе. Минск: Попурри, 1998. С. 518-610.