ПРОДОЛЖЕНИЕ ТЕКСТА ПО НАЧАЛУ И ВОССТАНОВЛЕНИЕ ПО КОНЦУ КАК СПОСОБ РАЗВИТИЯ ЯЗЫКОВОЙ СПОСОБНОСТИ УЧАЩИХСЯ

Авторы

  • С. Н. Ляпина Алтайская государственная педагогическая академия

Аннотация

В методике обучения русскому языку есть раздел «развитие речи». Развитие речи – это процесс овладения речью − лексическими, фонетическими, грамматическими средствами языка, культурой речи, функциональными стилями. Проблема развития речи включает в себя лингвистические и психологические аспекты с одной стороны и методические (принципы, виды работ, методы развития речи) – с другой. На уроках русского языка, в том числе на уроках развития речи, формируется языковая способность и языковая личность учащегося. Юрий Николаевич Караулов понимает языковую личность как «многослойный и многокомпонентный набор языковых способностей, умений, готовностей к осуществлению речевых поступков» [1, с. 29]. Упражнения, связанные с порождением текста, дают, на наш взгляд, свободу в развитии языковой личности. Они помогают формировать умения и навыки, связанные с составлением связных текстов, развивают воображение и языковую способность. Языковая способность – это способность человека воспринимать, понимать чужую речь и создавать свою. Изучение языковой способности базируется на направленных наблюдениях за устным и письменным поведением обучающихся в разных видах языковой деятельности.

Библиографические ссылки

Караулов Ю. Н. Русский язык и языковая личность. − М: 2006. − 263 с.

Леонтьев А. А. Речевая деятельность // Основы теории речевой деятельности. – М.: Наука, 1974. – С. 21 – 28

Педагогическое речеведение: словарь-справочник. – Изд. 2-е, испр. и доп. / Под ред. Т. А. Ладыженской и А. К. Михальской; сост. А. А. Князьков. — М.: Флинта, Наука, 1998 − 312 с.

Загрузки

Опубликован

2016-07-08

Выпуск

Раздел

Языкознание