МЕТОДЫ И ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ
Ключевые слова:
психолого-педагогическое сопровождение, дошкольники с нарушением зрения, методы и технологии, коррекция, эмоциональный интеллект, эмоциональный опыт, индивидуальная работаАннотация
Материалы статьи содержат методы и технологии развития эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения в процессе психолого- педагогического сопровождения. Раскрывается понятие психолого-педагогического сопровождения. Статья предполагает повышение психолого-педагогической компетентности воспитателя. Рассказывается об эмоциональном опыте ребёнка, который он приобретает только в том случае, если организация игр и занятий строятся таким образом, чтобы дети почувствовали необходимость друг в друге, поняли значение взаимопомощи. Описывается целесообразность развития эмоциональной сферы детей посредством комплекса психогимнастических игр и упражнений.Библиографические ссылки
Бордовский, Г. А. Социально-эмоциональное развитие ребенка в дошкольном периоде : Материалы международного семинара / Г. А. Бордовский, Н. В. Гороховатская, О. Г. Роговая. - Санкт-Петербург: Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, 1999. - 154 с.
Вачков, И. В. Введение в сказкотерапию или Избушка, избушка, повернись ко мне передом / И. В. Вачкова. - Москва: Генезис, 2011. - 288 с.
Выготский, Л. С. Собр. Сочинений. В 6 т. Т. 4: Детская психология / Под ред. Д. Б. Эльконина / Л. С. Выготский. - Москва: Педагогика, 1984. - С. 243-386.
Гаспарова, Е. Эмоции ребенка раннего возраста в игре / Е. Гаспарова // Дошкольное воспитание. - 1981. - № 10. - С. 61-64.
Давайте познакомимся! Тренинговое развитие и коррекция эмоционального мира дошкольников 4-6 лет / И. А. Пазухина. - Санкт-Петербург : ДЕТСВО-ПРЕСС, 2004. - 272 с.
Данилина, Т. А. В мире детских эмоций / Т. А. Данилина, В. Я. Зедгенидзе, Н. М. Степина. - Москва: Айрис-пресс, 2014. - 160 с.
Денискина, В. З. Формирование неречевых средств общения у детей с нарушением зрения: Методические рекомендации / В. З. Денискина. - Верхняя Пышма, 1997. - 22 с.
Игнатьева, А. В. Эмоциональная сфера детей с нарушениями зрения / А. В. Игнатьева // Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья: Материалы Международной научно-практической конференции (24-25 мая 2012 года, г. Уфа). - Уфа : Издательство ИРО РБ, 2012. - С. 202-204.
Изард К. Э. Эмоции человека / К. Э. Изард. - Москва: МГУ, 2000. - 281 с.
Ильин, Е. П. Эмоции и чувства / Е. П. Ильин. - Санкт-Петербург : Питер, 2011. - 752 с.
Ильина, М. В. Чувствуем - познаем - размышляем. Комплексные занятия для развития восприятия и эмоционально-волевой сферы у детей 5-6 лет / М. В. Ильина. - Москва : АРКТИ, 2004. - 240 с.
Князева, О. Л. Особенности поисковой деятельности дошкольников при решении наглядно-действенных задач / О. Л. Князева // Вопросы психологии. - 1987. - № 4. - С. 86-93.
Ковалец, И. В. Азбука эмоций. Практическое пособие для работы с детьми, имеющими отклонения в психофизическом развитии и эмоциональной сфере / И. В. Ковалец. - Москва : Владос, 2013. - 136 c.
Корнилова, И. Г. Коррекция недостатков развития коммуникативных качеств старших дошкольников с нарушениями зрения в креативной игре-драматизации // Дефектология / И. Г. Корнилова. - 1998. - № 6. - С. 50-58.
Краснощекова, Н. В. Диагностика и развитие личностной сферы детей старшего дошкольного возраста. Тесты. Игры. Упражнения / Н. В. Краснощекова. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. - 299 с.
Куракина, А. О. Модель психолого-педагогического сопровождения развития эмоционального интеллекта дошкольников // Педагогические науки / А. О. Куракина. - 2013. - № 11. - С. 546-550.
Матвиенко, Н. А. Методы и технологии формирования эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста // Вопросы дошкольной педагогики / Н. А. Матвиенко. - 2020. - № 1(28). - С. 1-3 : [сайт]. - URL: https://moluch.ru/th/1/archive/150/4745/. - Режим доступа: свободный.
Меремьянина, О. Р. Что я знаю о себе? Учебно-методическое пособие / О. Р. Меремьянина. - Барнаул, 2004. - 118 с.
Минаева, В. М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры / В. М. Минаева. - Москва : АРКТИ, 2003. - 48 с.
Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка/ 72500 слов и 7500 фразеологических выражений / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова; Российская АН, Ин-т рус. яз., Российский фонд культуры. - 2-е изд., испр. и доп. - Москва : Азъ, 1994. - 907 с.
Плаксина, Л. И. Теоретические основы коррекционной работы в детском саду для детей с нарушением зрения / Л. И. Плаксина. - Москва : Город, 1998. - 262 с.
Рылеева, Е. В. Вместе веселее! Дидактические игры для развития навыков сотрудничества у детей 4-6 лет / Е. В. Рылеева. - Москва : Айрис-Пресс, 2003. - 160 с.
Селезнева, Е. И Коррекционная направленность занятий по формированию представлений о себе у дошкольников с нарушениями зрения : автореферат дис.. кандидата педагогических наук по специальности 13.00.03 «Коррекционная педагогика (сурдопедагогика и тифлопедагогика, олигофренопедагогика и логопедия)». - Москва, 1995. - 18 с.
Семенака, С. И. Уроки добра: Коррекционно-развивающая программа для детей 5-7 лет / С. И. Семенака. - Москва : Издательство АРКТИ, 2013. - 80 с.
Солнцева, Л. И. Некоторые особенности психического развития детей с нарушениями зрения в современных условиях / Л. И. Солнцева // Дефектология. - 2000. - № 4. - С. 3-8.
Субботина, Л. Г. Психолого-педагогическое сопровождение развития личности учащихся в образовательном процессе / Л. Г. Субботина. - Томск : Изд-во Томского гос. пед. ун-та, 2008. - 150 с.
Хухлаева, О. В. Практические материалы для работы с детьми 3-9 лет. Психологические игры, упражнения, сказки / О.В. Хухлаева. - Москва : Генезис, 2006. - 176 с.
Чистякова, М. И. Психогимнастика / М. И. Чистякова. - Москва : ВЛАДОС, 2015. - 314 с.
Шипицына, Л. М., Казакова, Е. И. Психолого-педагогическое консультирование и сопровождение развития ребенка: Пособие для учителя-дефектолога / Л. М. Шипицына, Е. И. Казакова, М. А. Жданова. - Москва : ВЛАДОС, 2003. - 528 с.
Эльконин, Д. Б. Развитие личности ребенка дошкольного возраста // Психология личности и деятельности школьника : [сайт]. - URL: http://psychlib.ru/mgppu/EPr-1997/EPR-1011.htm#$p101. - Режим доступа: свободный.