METHODS AND TECHNOLOGIES FOR DEVELOPING EMOTIONAL INTELLIGENCE OF PRESCHOOL CHILDREN WITH VISUAL IMPAIRMENT IN THE PROCESS OF PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL SUPPORT

Authors

  • A. V. Zhilenkova МБДОУ «Детский сад № 5 комбинированного вида г. Горно-Алтайска»

Keywords:

psychological and pedagogical support, preschool children with visual impairment, methods and technologies, correction, emotional intelligence, emotional experience, individual work

Abstract

Тhe Materials of the article contain methods and technologies for developing emotional intelligence of children of senior preschool age with visual impairment in the process of psychological and pedagogical support. The concept of psychological and pedagogical support is revealed. The article suggests improving the psychological and pedagogical competence of the educator. It tells about the emotional experience of the child, which he gets only if the organization of games and classes is built in such a way that children feel the need for each other, understand the meaning of mutual assistance. The expediency of developing the emotional sphere of children through a complex of psychogymnastical games and exercises is described.

Author Biography

A. V. Zhilenkova, МБДОУ «Детский сад № 5 комбинированного вида г. Горно-Алтайска»

учитель-дефектолог

References

Бордовский, Г. А. Социально-эмоциональное развитие ребенка в дошкольном периоде : Материалы международного семинара / Г. А. Бордовский, Н. В. Гороховатская, О. Г. Роговая. - Санкт-Петербург: Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, 1999. - 154 с.

Вачков, И. В. Введение в сказкотерапию или Избушка, избушка, повернись ко мне передом / И. В. Вачкова. - Москва: Генезис, 2011. - 288 с.

Выготский, Л. С. Собр. Сочинений. В 6 т. Т. 4: Детская психология / Под ред. Д. Б. Эльконина / Л. С. Выготский. - Москва: Педагогика, 1984. - С. 243-386.

Гаспарова, Е. Эмоции ребенка раннего возраста в игре / Е. Гаспарова // Дошкольное воспитание. - 1981. - № 10. - С. 61-64.

Давайте познакомимся! Тренинговое развитие и коррекция эмоционального мира дошкольников 4-6 лет / И. А. Пазухина. - Санкт-Петербург : ДЕТСВО-ПРЕСС, 2004. - 272 с.

Данилина, Т. А. В мире детских эмоций / Т. А. Данилина, В. Я. Зедгенидзе, Н. М. Степина. - Москва: Айрис-пресс, 2014. - 160 с.

Денискина, В. З. Формирование неречевых средств общения у детей с нарушением зрения: Методические рекомендации / В. З. Денискина. - Верхняя Пышма, 1997. - 22 с.

Игнатьева, А. В. Эмоциональная сфера детей с нарушениями зрения / А. В. Игнатьева // Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья: Материалы Международной научно-практической конференции (24-25 мая 2012 года, г. Уфа). - Уфа : Издательство ИРО РБ, 2012. - С. 202-204.

Изард К. Э. Эмоции человека / К. Э. Изард. - Москва: МГУ, 2000. - 281 с.

Ильин, Е. П. Эмоции и чувства / Е. П. Ильин. - Санкт-Петербург : Питер, 2011. - 752 с.

Ильина, М. В. Чувствуем - познаем - размышляем. Комплексные занятия для развития восприятия и эмоционально-волевой сферы у детей 5-6 лет / М. В. Ильина. - Москва : АРКТИ, 2004. - 240 с.

Князева, О. Л. Особенности поисковой деятельности дошкольников при решении наглядно-действенных задач / О. Л. Князева // Вопросы психологии. - 1987. - № 4. - С. 86-93.

Ковалец, И. В. Азбука эмоций. Практическое пособие для работы с детьми, имеющими отклонения в психофизическом развитии и эмоциональной сфере / И. В. Ковалец. - Москва : Владос, 2013. - 136 c.

Корнилова, И. Г. Коррекция недостатков развития коммуникативных качеств старших дошкольников с нарушениями зрения в креативной игре-драматизации // Дефектология / И. Г. Корнилова. - 1998. - № 6. - С. 50-58.

Краснощекова, Н. В. Диагностика и развитие личностной сферы детей старшего дошкольного возраста. Тесты. Игры. Упражнения / Н. В. Краснощекова. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. - 299 с.

Куракина, А. О. Модель психолого-педагогического сопровождения развития эмоционального интеллекта дошкольников // Педагогические науки / А. О. Куракина. - 2013. - № 11. - С. 546-550.

Матвиенко, Н. А. Методы и технологии формирования эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста // Вопросы дошкольной педагогики / Н. А. Матвиенко. - 2020. - № 1(28). - С. 1-3 : [сайт]. - URL: https://moluch.ru/th/1/archive/150/4745/. - Режим доступа: свободный.

Меремьянина, О. Р. Что я знаю о себе? Учебно-методическое пособие / О. Р. Меремьянина. - Барнаул, 2004. - 118 с.

Минаева, В. М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры / В. М. Минаева. - Москва : АРКТИ, 2003. - 48 с.

Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка/ 72500 слов и 7500 фразеологических выражений / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова; Российская АН, Ин-т рус. яз., Российский фонд культуры. - 2-е изд., испр. и доп. - Москва : Азъ, 1994. - 907 с.

Плаксина, Л. И. Теоретические основы коррекционной работы в детском саду для детей с нарушением зрения / Л. И. Плаксина. - Москва : Город, 1998. - 262 с.

Рылеева, Е. В. Вместе веселее! Дидактические игры для развития навыков сотрудничества у детей 4-6 лет / Е. В. Рылеева. - Москва : Айрис-Пресс, 2003. - 160 с.

Селезнева, Е. И Коррекционная направленность занятий по формированию представлений о себе у дошкольников с нарушениями зрения : автореферат дис.. кандидата педагогических наук по специальности 13.00.03 «Коррекционная педагогика (сурдопедагогика и тифлопедагогика, олигофренопедагогика и логопедия)». - Москва, 1995. - 18 с.

Семенака, С. И. Уроки добра: Коррекционно-развивающая программа для детей 5-7 лет / С. И. Семенака. - Москва : Издательство АРКТИ, 2013. - 80 с.

Солнцева, Л. И. Некоторые особенности психического развития детей с нарушениями зрения в современных условиях / Л. И. Солнцева // Дефектология. - 2000. - № 4. - С. 3-8.

Субботина, Л. Г. Психолого-педагогическое сопровождение развития личности учащихся в образовательном процессе / Л. Г. Субботина. - Томск : Изд-во Томского гос. пед. ун-та, 2008. - 150 с.

Хухлаева, О. В. Практические материалы для работы с детьми 3-9 лет. Психологические игры, упражнения, сказки / О.В. Хухлаева. - Москва : Генезис, 2006. - 176 с.

Чистякова, М. И. Психогимнастика / М. И. Чистякова. - Москва : ВЛАДОС, 2015. - 314 с.

Шипицына, Л. М., Казакова, Е. И. Психолого-педагогическое консультирование и сопровождение развития ребенка: Пособие для учителя-дефектолога / Л. М. Шипицына, Е. И. Казакова, М. А. Жданова. - Москва : ВЛАДОС, 2003. - 528 с.

Эльконин, Д. Б. Развитие личности ребенка дошкольного возраста // Психология личности и деятельности школьника : [сайт]. - URL: http://psychlib.ru/mgppu/EPr-1997/EPR-1011.htm#$p101. - Режим доступа: свободный.

Published

2021-03-24

Issue

Section

Материалы XII межрегиональной научно-практической конференции