СПЕЦИФИКА ПОДБОРА ДИАГНОСТИЧЕСКИХ МЕТОДИК ДЛЯ ВЫЯВЛЕНИЯ СОСТОЯНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО БАЗИСА ЧТЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ГРУППЫ РИСКА ПО ФАКТОРУ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ДИСЛЕКСИИ

Авторы

  • Е.И. Цевелев Алтайский государственный педагогический университет
  • М.В. Сурнина Алтайский государственный педагогический университет

Ключевые слова:

функциональный базис чтения, нарушения чтения, факторы риска дислексии, обучающиеся группы риска, анализ диагностических методик

Аннотация

Статья посвящена проблеме раннего выявления факторов риска у обучающихся с предрасположенностью к дислексии. Автор предлагает комбинированную методику диагностического обследования компонентов функционального базиса чтения, имеющих решающее значение на начальном этапе обучения чтению.

Биографии авторов

Е.И. Цевелев, Алтайский государственный педагогический университет

магистрант 1 курса Института педагогики и психологии

М.В. Сурнина, Алтайский государственный педагогический университет

канд. пед. наук, заведующий кафедрой специальной педагогики и психологии

Библиографические ссылки

Приказ Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования». - URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202107050028 (дата обращения: 28.05.2023).

Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 08.02.2019 г. № ТС-421/07 «О направлении рекомендаций». - URL: https://docs.edu.gov.ru/document/d89a274eb52de7bfe5dd63c463252ca3/(дата обращения: 28.05.2023).

Алтухова, Т.А. Коррекция нарушений чтения у учащихся начальных классов с трудностями в обучении: пособие для учителей начальных классов / Т.А. Алтухова. - Белгород : Изд-во Белгородского Государственного Университета, 1998. - 223 с.

Ахутина, Т.В., Пылаева, Н.М. Диагностика развития зрительно-вербальных функций: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. / Т.В. Ахутина, Н.М. Пылаева - Москва : Издательский центр «Академия», 2003 - 64 с.

Ахутина, Т.В., Пылаева, Н.М. Диагностика развития зрительно-вербальных функций: Альбом / Сост. Т.В. Ахутина, Н.М. Пылаева, - Москва : Издательский центр «Академия», 2003. - 32 с.

Ахутина, Т.В. Методы нейропсихологического обследования детей 6-9 лет / Т.В. Ахутина. - Москва : В. Секачев, 2016. - 280 с.

Баль, Н.Н., Захарченя, И.А. Обследование письма и чтения у младших школьников Учеб.-метод. пособие для учителей-дефектологов / Н.Н. Баль, И.А. Захарченя - Минск : Ураджай, 2001. - 75 с.

Безруких, М.М. Методика оценки сформированности навыков письма и чтения у школьников 1-го класса / М.М. Безруких // Начальная школа. - 2009. - №19. - С. 3-15.

Безруких, М.М. Трудности обучения в начальной школе: Причины, диагностика, комплексная помощь / М.М. Безруких. - Москва: Эксмо, 2009. - 464 с.

Величенкова, О.А. Логопедическая работа по преодолению нарушений чтения и письма у младших школьников / О.А. Величенкова, М.Н. Русецкая. - Москва : Национальный книжный центр, 2015. - 316 с.

Гузий, Ю.А. Нарушения формирования чтения «про себя» и их коррекция у учащихся младших классов общеобразовательной школы: дис… канд. пед. наук.: 13.00.03 / Гузий Юлия Анатольевна. - Москва, 2007. - 160 с.

Иншакова, О.Б., Левашов, О.В., Русецкая, М.Н. Стратегия обработки зрительной информации у детей с нарушениями письма и чтения / О.Б. Иншакова, О.В. Левашов, М.Н. Русецкая // Актуальные проблемы логопатологии : исследование и коррекция. Отв. Ред. Г. А. Волкова. - Санкт-Петербург : Ассоциация логопатологов Санкт-Петербурга и области, 2001. - С. 159-166.

Киселёва, В.С. Исследование кратковременной зрительной памяти детей с трудностями обучения чтению / В.С. Киселёва // Организация логопедической помощи: теория и практика: материалы заочной всероссийской научно-практической конференции (19 мая 2008 г.). - Пермь, 2008. - 108 с.

Корнев, А.Н. Нарушения чтения и письма у детей: Учебно-методическое пособие. / А.Н. Корнев. - Санкт-Петербург : МиМ, 1997. - 286 с.

Корнев, А.Н. О возрастной динамике дислексии и прогнозе ее компенсации / А.Н. Корнев. Изучение и коррекция речевых расстройств. - Ленинград: Изд-во ЛГПИ им. А.И. Герцена, 1986. - С. 96-101.

Корнев, А.Н. О состоянии кратковременной памяти у детей, страдающих дислексией / А.Н. Корнев // Журнал невропатологии и психиатрии им. С.С. Корсакова, 1978. - № 10. - С. 33.

Лурия, А.Р. Мозг человека и психические процессы / А.Р. Лурия. - Москва: Изд-во АПН РСФСР, 1963. - 476 с.

Методические рекомендации образовательным организациям по оптимизации системы оценивания и улучшению организации психолого-педагогической помощи обучающимся с нарушениями чтения и письма - Москва : Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Центр защиты прав и интересов детей», 2019. - 148 с.

Мошкова, О.М., Критерий раннего выявления дислексии / О.М. Мошкова // Муниципальное образование : инновации и эксперимент. - 2015. - №3. - С. 65-68.

Русецкая, М.Н. Взаимосвязь дислексии с нарушениями устной речи и зрительных функций у младших школьников: дис. … канд. пед. наук : 13.00.03 / Русецкая Маргарита Николаевна. - Москва, 2003. - 166 с.

Симерницкая, Э.Г. Мозг человека и психические процессы в онтогенезе / Э.Г. Симерницкая. - Москва : Изд-во МГУ, 1985. - С. 7-16.

Фотекова, Т.А. Тестовая методика диагностики устной речи у младших школьников / Т.А. Фотекова. - Москва : АРКТИ, 2000. - 55 с.

Загрузки

Опубликован

2023-07-06

Выпуск

Раздел

Педагогические науки