SPECIFIC SELECTION OF DIAGNOSTIC METHODS TO REVEAL THE STATE OF THE FUNCTIONAL BASIS OF READING IN YOUNGER SCHOOLCHILDREN IN THE RISK GROUP BY THE FACTOR OF DYSLEXIA

Authors

  • E.I. Tsevelev Алтайский государственный педагогический университет
  • M.V. Surnina Алтайский государственный педагогический университет

Keywords:

functional basis of reading, reading disorders, risk factors for dyslexia, students at risk, analysis of diagnostic methods

Abstract

The article is devoted to the problem of early detection of risk factors in students with a predisposition to dyslexia. The author proposes a combined method of diagnostic examination of the components of the functional basis of reading, which are of decisive importance at the initial stage of learning to read.

Author Biographies

E.I. Tsevelev, Алтайский государственный педагогический университет

магистрант 1 курса Института педагогики и психологии

M.V. Surnina, Алтайский государственный педагогический университет

канд. пед. наук, заведующий кафедрой специальной педагогики и психологии

References

Приказ Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования». - URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202107050028 (дата обращения: 28.05.2023).

Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 08.02.2019 г. № ТС-421/07 «О направлении рекомендаций». - URL: https://docs.edu.gov.ru/document/d89a274eb52de7bfe5dd63c463252ca3/(дата обращения: 28.05.2023).

Алтухова, Т.А. Коррекция нарушений чтения у учащихся начальных классов с трудностями в обучении: пособие для учителей начальных классов / Т.А. Алтухова. - Белгород : Изд-во Белгородского Государственного Университета, 1998. - 223 с.

Ахутина, Т.В., Пылаева, Н.М. Диагностика развития зрительно-вербальных функций: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. / Т.В. Ахутина, Н.М. Пылаева - Москва : Издательский центр «Академия», 2003 - 64 с.

Ахутина, Т.В., Пылаева, Н.М. Диагностика развития зрительно-вербальных функций: Альбом / Сост. Т.В. Ахутина, Н.М. Пылаева, - Москва : Издательский центр «Академия», 2003. - 32 с.

Ахутина, Т.В. Методы нейропсихологического обследования детей 6-9 лет / Т.В. Ахутина. - Москва : В. Секачев, 2016. - 280 с.

Баль, Н.Н., Захарченя, И.А. Обследование письма и чтения у младших школьников Учеб.-метод. пособие для учителей-дефектологов / Н.Н. Баль, И.А. Захарченя - Минск : Ураджай, 2001. - 75 с.

Безруких, М.М. Методика оценки сформированности навыков письма и чтения у школьников 1-го класса / М.М. Безруких // Начальная школа. - 2009. - №19. - С. 3-15.

Безруких, М.М. Трудности обучения в начальной школе: Причины, диагностика, комплексная помощь / М.М. Безруких. - Москва: Эксмо, 2009. - 464 с.

Величенкова, О.А. Логопедическая работа по преодолению нарушений чтения и письма у младших школьников / О.А. Величенкова, М.Н. Русецкая. - Москва : Национальный книжный центр, 2015. - 316 с.

Гузий, Ю.А. Нарушения формирования чтения «про себя» и их коррекция у учащихся младших классов общеобразовательной школы: дис… канд. пед. наук.: 13.00.03 / Гузий Юлия Анатольевна. - Москва, 2007. - 160 с.

Иншакова, О.Б., Левашов, О.В., Русецкая, М.Н. Стратегия обработки зрительной информации у детей с нарушениями письма и чтения / О.Б. Иншакова, О.В. Левашов, М.Н. Русецкая // Актуальные проблемы логопатологии : исследование и коррекция. Отв. Ред. Г. А. Волкова. - Санкт-Петербург : Ассоциация логопатологов Санкт-Петербурга и области, 2001. - С. 159-166.

Киселёва, В.С. Исследование кратковременной зрительной памяти детей с трудностями обучения чтению / В.С. Киселёва // Организация логопедической помощи: теория и практика: материалы заочной всероссийской научно-практической конференции (19 мая 2008 г.). - Пермь, 2008. - 108 с.

Корнев, А.Н. Нарушения чтения и письма у детей: Учебно-методическое пособие. / А.Н. Корнев. - Санкт-Петербург : МиМ, 1997. - 286 с.

Корнев, А.Н. О возрастной динамике дислексии и прогнозе ее компенсации / А.Н. Корнев. Изучение и коррекция речевых расстройств. - Ленинград: Изд-во ЛГПИ им. А.И. Герцена, 1986. - С. 96-101.

Корнев, А.Н. О состоянии кратковременной памяти у детей, страдающих дислексией / А.Н. Корнев // Журнал невропатологии и психиатрии им. С.С. Корсакова, 1978. - № 10. - С. 33.

Лурия, А.Р. Мозг человека и психические процессы / А.Р. Лурия. - Москва: Изд-во АПН РСФСР, 1963. - 476 с.

Методические рекомендации образовательным организациям по оптимизации системы оценивания и улучшению организации психолого-педагогической помощи обучающимся с нарушениями чтения и письма - Москва : Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Центр защиты прав и интересов детей», 2019. - 148 с.

Мошкова, О.М., Критерий раннего выявления дислексии / О.М. Мошкова // Муниципальное образование : инновации и эксперимент. - 2015. - №3. - С. 65-68.

Русецкая, М.Н. Взаимосвязь дислексии с нарушениями устной речи и зрительных функций у младших школьников: дис. … канд. пед. наук : 13.00.03 / Русецкая Маргарита Николаевна. - Москва, 2003. - 166 с.

Симерницкая, Э.Г. Мозг человека и психические процессы в онтогенезе / Э.Г. Симерницкая. - Москва : Изд-во МГУ, 1985. - С. 7-16.

Фотекова, Т.А. Тестовая методика диагностики устной речи у младших школьников / Т.А. Фотекова. - Москва : АРКТИ, 2000. - 55 с.

Published

2023-07-06

Issue

Section

Педагогические науки