FORMATION OF INTERCULTURAL COMPETENCE IN THE SYSTEM OF PRE-PROFESSIONAL PEDAGOGICAL TRAINING: EXPERIENCE AND PROSPECTS OF PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL GRUPPES

Authors

  • M.A. Vinokurova Altai State Pedagogical University
  • A.O. Gracheva Altai State Pedagogical University

Keywords:

continuing education, Russian as a foreign language, intercultural competence, pre-professional training, psychological and pedagogical classes

Abstract

This article addresses the issue of developing the intercultural competence of schoolchildren within psychological and pedagogical groups. Pre-professional training is an important stage in a 'seamless' educational trajectory, as integrating theoretical knowledge and practical experience - for instance, through international volunteering or participating in international educational projects - helps schoolchildren to develop an understanding of the professional requirements of a modern teacher and the specifics of pedagogical work in a multicultural and multiethnic environment. Systematically structured work enables important problems to be solved, such as making a conscious choice of the teaching profession, developing an interest in psychological and pedagogical disciplines and forming basic professional competencies. The effective organisation of pre-professional training in psychological and pedagogical classes increases motivation to study at pedagogical universities and colleges and ensures a successful transition to professional life in the system of continuous pedagogical education.

Author Biographies

M.A. Vinokurova, Altai State Pedagogical University

канд. филол. наук, доцент кафедры общего и русского языкознания и методики преподавания русского языка как иностранного

A.O. Gracheva, Altai State Pedagogical University

студентка 4 курса Института филологии и межкультурной коммуникации

References

Концепция подготовки педагогических кадров для системы образования на период до 2030 года: распоряжение Правительства Российской Федерации № 1688 р от 24 июня 2022 года. - URL: https://www.consultant.ru/law/hotdocs/76083.htm (дата обращения: 20.05.2025).

Концепция профильных психолого-педагогических классов. /Академия реализации государственной политики и профессионального развития работников образования Министерства просвещения Российской Федерации. Москва. - 2021. - 63 с.

Ворожейкина, А. В. Содержательно-методические аспекты реализации технологии смешанного обучения в профильных психолого-педагогических классах / А. В. Ворожейкина, Л. Р. Салаватулина, Г. Ю. Ярославова // Казанский педагогический журнал. - 2022. - № 4 (153). - С. 152-159.

Гущина, Э. В. Формальное, неформальное и информальное образование как составляющие системы непрерывного образования педагогов / Э. В. Гущина, Т. В. Кот, Е. В. Ракутина // Проблемы современного педагогического образования. - 2023. - № 81-1. - С. 34-36.

Болотова, Е. Л. Научно-методическое сопровождение профильных психолого-педагогических классов: актуальность проблемы и направления их решения в современных условиях (из опыта МПГУ) / Е. Л. Болотова // Наука и школа. - 2025. - № 1-1. - С. 89-99.

Галимова, Х. Х. Организация деятельности психолого-педагогических классов как формы допрофессиональной подготовки школьников / Х. Х. Галимова, М В. Чернышова, Н. Р. Галимова // Международные передовые практики построения индивидуальной траектории личностного и профессионального роста в системе «школа-вуз-школа»: опыт, риски, перспективы : материалы Международной научно-практической конференции, Грозный, 09-10 декабря 2022 года. - Грозный: Общество с ограниченной ответственностью «Издательство АЛЕФ», 2022. - С. 118-124.

Каракулова, О. В. Проблемы обновления содержания дисциплин и сопровождения классов психолого-педагогической направленности / О. В. Каракулова, Г Ю. Титова, А. А. Лыба // Педагогический ИМИДЖ. - 2023. - Т. 17, № 2(59). - С. 227-237.

Корепанова, Н. В. Педагогический класс в российской школе как форма профильного образования / Н. В. Корепанова, Е. А. Стародубова // Кросс-культурные исследования: образование и наука. - 2021. - Т. 6, № 3. - С. 99-108.

Олесова, З. С. Учитель начинается в школе (из опыта работы психолого-педагогического класса) / З. С. Олесова // Народное образование Якутии. - 2023. - № 2(127). - С. 50-52.

Винокурова, М. А. Поликультурное образовательное пространство: национально-региональный компонент в обучении русскому языку как иностранному / М. А. Винокурова // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Гуманитарные науки. - 2025. - №04/2. - С. 64-69.

Методические рекомендации для общеобразовательных организаций по открытию классов «Психолого-педагогической направленности» в рамках различных профилей при реализации образовательных программ среднего общего образования, утвержденные Министерством просвещения Российской Федерации 30.03.2021 г. № ВБ-511/008. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_381430/22a5b14f16e5787e79c5b94b527e887725de6cd5/ (дата обращения: 20.05.2025).

Байбородова, Л. В. Реализация идей допрофессиональной педагогической подготовки школьников в образовательных организациях / Л. В. Байбородова // Развитие кадрового потенциала сферы образования: перезагрузка системы непрерывного педагогического образования : Сборник научных материалов международного форума, Ярославль, 01-30 июня 2023 года. - Ярославль: Ярославский государственный педагогический университет им. К. Д. Ушинского, 2023. - С. 13-19.

Published

2025-09-01

Issue

Section

Психолого-педагогические науки