ФИЛОСОФСКИЙ ДИСКУРС ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ И ЦИФРОВИЗАЦИИ
Ключевые слова:
образование, философия образования, парадигмы образования, философский дискурс, цифровизация, глобализация, пандемия короновирусаАннотация
В статье речь идет о современном образовании как важной сфере общества, его связи с культурой и другими формами общественного сознания, раскрываются основные парадигмы образования в условиях глобализации и цифровизации мирового пространства, их сущность и содержание. Затрагиваются и проблемы глобального образования. Значительное внимание уделяется философии образования, которая призвана выступить рефлексией над современной системой образования. Авторы обращают внимание и на «политическую историю педагогики», формирующуюся в недрах западного образования. Анализируются такие негативные проявления глобального образования, как дефицит толерантности, ответственности, гуманности и даже скромности и доброжелательности в образовательной сфере. Авторы показывают и специфику дистанционного образования, его позитивные и негативные стороны, отмечают, что пандемия короновируса ускорила онлайн-образование, дистанционное и другие формы цифрового обучения.Библиографические ссылки
Руткевич, А. М. Знак и признак /А. М. Руткевич // Человек. - 1990. - №3. - С. 91-92.
Кун, Т. Структура научных революций / Т. Кун. - Москва : АСТ, 2002. - 605 с.
Маклюэн, Г. М. Понимание Медиа: внешние расширения человека / Г. М. Маклюэн. - Москва : Гиперборея, 2007. - 464 с.
Белл, Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования / Д. Белл. - Москва : Academia. 2004. - 220 с.
Кастельс, М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура / М. Кастельс - URL: https://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Polit/kastel/index.php (дата обращения 10.03.2022).
Всемирный доклад по мониторингу образования для всех. - URL: www.un. org/ru/ youthink/ education.shtml (дата обращения 10.03.2022).
Ежова, Т. В. Формирование общекультурной компетентности студентов в образовательном процессе вуза : специальность 13.00.01 2Общая педагогика, история педагогики и образования» : диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Т.В. Ежова. - Оренбург, 2003. - 185 c.
Шрейдер, Ю. А. Информатизация и культура. аналитический обзор / Ю. А. Шрейдер // Аналитический обзор. - Москва, 1991. - 200 с.
Никулина, Т. В. Информатизация и цифровизация образования: понятия, технологии, управление / Т. В. Никулина, Е. Б. Старченко // Педагогическое образование в России. - 2018. - № 8. - С. 107-113.
Головина, Л. И. Философия Мишеля Фуко и система образования / Л. И. Головина// Философия образования. - 2003. - №7. - С. 180-187.
Фуко, М. Надзирать и наказывать / М. Фуко // Mосква : Ad Marginem, 1999. - 480 с.
Бахтин, М. М. Проблемы поэтики Достоевского / М. М. Бахтин // Москва : Художественная литература, 1972. - 472 с.
Mondale, S. History of American public education / S. Mondale. - N.Y., 2000. - 437 p.
Всемирная декларация о высшем образовании для XXI века: подходы и практические меры от 9 октября 1998 года. - URL: https://docs.cntd.ru/document/901839539 (дата обращения 10.03.2022).