ТЕХНОЛОГИЯ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ В ИНКЛЮЗИВНОМ КЛАССЕ
Ключевые слова:
технология дифференцированного обучения, инклюзивное обучение, дети с ограниченными возможностями здоровья, особые образовательные потребности, задержка психического развитияАннотация
Статья вписана в круг исследований, связанных с поиском эффективных способов, методов, технологий обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивном классе. Работа с классом, включающим разных по уровню психофизического развития детей, вызывает трудности в педагогической деятельности. Учителю необходимо организовывать образовательный процесс таким образом, чтобы каждый обучающийся был включён в работу в соответствии со своими образовательными потребностями; адаптировать учебный материал для детей с ограниченными возможностями здоровья; уделять на уроке время работе как учащимся без отклонений в психофизическом развитии, так и учащимся с отклонениями. Объектом исследования в данной работе являются образовательные потребности детей с задержкой психического развития в инклюзивном классе. В статье описывается технология дифференцированного обучения русскому языку в инклюзивном классе и предлагаются варианты заданий.Библиографические ссылки
Алехина, С.В. Инклюзивное образование: от политики к практике / С.В. Алехина // Психологическая наука и образование. - 2016. - Т. 21. - № 1. - C. 136-145.
Горлова, Е.А. Технология дифференцированного обучения как педагогическая проблема / Е.А. Горлова // Обучение и воспитание : методики и практика. - 2012. - №1. - С. 50-54.
Зайцев, В.С. Современные педагогические технологии : учебное пособие. В 2-х книга. Книга 1 / В.С. Зайцев. - Челябинск : ЧГПУ, 2012. - 411 с.
Коджаспирова, Г.М. Педагогический словарь : для студентов высших и средних педагогических учебных заведений / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. - Москва : Академия, 2005. - 176 с. - URL: https://pedagogical.academic.ru (дата обращения: 10.10.2023).
Колодинова, М.В. Методы, приёмы и технологии обучения русскому языку в инклюзивном классе / М.В. Колодинова // Современный урок : [сайт]. - URL: https://www.1urok.ru/categories/14/articles/20449 (дата обращения: 02.12.2023).
Кузнецова, Л.В. Основы специальной психологии : учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений / Л.В. Кузнецова, Л.И. Переслени, Л.И. Солнцева и др. ; под ред. Л. В. Кузнецовой. - Москва : Академия, 2002. - 480 с. - URL: http://sdo.mgaps.ru/books/K6/M3/file/3.pdf (дата обращения: 11.10.2023).
Новикова, Г.Р. Нейропсихологическая оценка клинических форм задержки психического развития: ретардированный и депривационный типы / Г.Р. Новикова // Психологическая наука и образование. - 2012. - №1. - С. 270-280. - URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=17758733& (дата обращения: 10.10.2023).
Петрова, С.В. Особенности обучения детей с задержкой психического развития / С.В. Петрова // Символ науки. - 2021. - №1. - С. 157-159.
Селевко, Г.К. Дифференциация учебного процесса на основе интересов детей : методические рекомендации для учителя / Г.К. Селевко. - Москва : РИПКРО, 1996. - URL: http://www.ahmerov.com/book_558.html (дата обращения: 28.11.2023).
Ушинский, К.Д. Избранные педагогические произведения / К.Д. Ушинский. - Москва : Просвещение, 1968. - 557 с.
Шведенко, Ю.В. Образовательные потребности обучающихся с задержкой психического развития в условиях инклюзивного образования / Ю.В. Шведенко, С.В. Русинова, М.И. Кириллова // Гуманитарные и социальные науки. - 2021. - № 4. - С. 275-287.