ВЛИЯНИЕ ОБЪЕДИНЕНИЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ 1820-1860-х гг. НА СТАНОВЛЕНИЕ ТОВАРИЩЕСТВА ПЕРЕДВИЖНЫХ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ВЫСТАВОК

Авторы

  • Наталья Юрьевна Колокольцева Алтайский государственный университет
  • Ксения Викторовна Валькова Алтайский государственный университет

DOI:

https://doi.org/10.37386/2413-4481-2020-2-84-89

Ключевые слова:

Товарищество передвижных художественных выставок, Академия художеств, «бунт четырнадцати», художественные объединения, интеллигенция, искусство

Аннотация

В статье на основе архивных и опубликованных источников рассматриваются основные этапы эволюции художественных объединений Российской империи первой половины - середины XIX в., оказавших влияние на становление Товарищества передвижных художественных выставок в 1870 г. Опровергается устоявшаяся в историографии точка зрения, в рамках которой образование Товарищества художников-передвижников рассматривается как прямое следствие «бунта четырнадцати» 1863 г. Делается вывод о том, что объединение передвижников явилось результатом аккумулирования сил и идей московских и петербургских художественных объединений предыдущих десятилетий XIX столетия.

Биографии авторов

Наталья Юрьевна Колокольцева, Алтайский государственный университет

кандидат исторических наук, доцент кафедры отечественной истории

Ксения Викторовна Валькова, Алтайский государственный университет

аспирант третьего года обучения, ассистент кафедры отечественной истории

Библиографические ссылки

Рогинская Ф. С. Товарищество передвижных художественных выставок: исторические очерки. М.: Искусство, 1989. 430 с.

Рогинская Ф. С. Передвижники. М.: Искусство, 1993. 183 с.

Сарабьянов Д. В. История русского искусства второй половины XIX века. М.: Изд-во МГУ, 1989. 384 с.

Сарабьянов Д. В. Передвижники и их предшественники // Передвижники: сборник статей / ред. И. М. Гофман. М.: Искусство. С. 68-82.

Побережников И. В. Модернизация: теоретико-методологические подходы // Экономическая история. Обозрение / под ред. Л. И. Бородкина. М., 2002. Вып. 8. С. 146-168.

Петрова М. С. Просопография как метод исторического исследования: Макробий Феодосий и Марциан Капелла // История через личность: Историческая биография сегодня / под ред. Л. П. Репиной. М.: Квадрига, 2010. С. 641-703.

Иван Николаевич Крамской: Его жизнь, переписка и художественно-критические статьи 1837-1887 / сост. А. С. Суворин. СПб.: Тип. А. С. Суворина, 1888. 750 с.

Стасов В. В. Крамской об искусстве. М.: Изобразительное искусство, 1988. 176 с.

Мясоедов Г. Г. Письма, документы, воспоминания. М.: Изобразительно искусство, 1972. 328 с.

Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ). Ф. 109. Оп. 1а. Д. 1098.

Золотой век художественных объединений в России и СССР / сост. Д. Я. Северюхин, О. Л. Лейкинд. СПб.: Изд-во Чернышева, 1992. 400 с.

Российский государственный исторический архив (РГИА). Ф. 789. Оп. 4, 1863. Д. 5.

Российский государственный архив литературы и искусств (РГАЛИ). Ф. 2711. Оп. 4. Д. 9.

Репин И. Е. Далекое близкое. М.: Академия художеств СССР, 1961. 510 с.

Рамазанов Н. А. Материалы для истории художеств в России: статьи и воспоминания / сост. Н. С. Беляев. СПб.: БАН, 2014. 784 с.

Аполлон. Изобразительное и декоративное искусство. Архитектура: терминологический словарь / общ. ред. А. М. Кантор. М.: Эллис Лак, 1997. 736 с.

Описание улиц С.-Петербурга и фамилий домовладельцев к 1863 году / сост. Н. Цылов. СПб.: Тип. т-ва «Общественная польза», 1862. 458 с.

Дроздов Д. П. «Китай-город», «Лубянка», «Театральная», «Арбатская». Пешеходные прогулки в окрестностях метро. М.: Центрполиграф, 2017. 250 с.

Леонов А. И. Василий Максимович Максимов: Жизнь и творчество. М.: Искусство, 1951. 351 с.

Отдел рукописей Государственной Третьяковской галереи (ОР ГТГ). Ф. 69. Оп. 1. Д. 2.

Опубликован

2020-06-05

Выпуск

Раздел

Исторические науки: Отечественная история