ДОХРИСТИАНСКИЕ АРХЕТИПЫ КАК ФАКТОР СОХРАНЕНИЯ СТАРООБРЯДЧЕСКОЙ РЕЛИГИОЗНО-КУЛЬТУРНОЙ САМОБЫТНОСТИ

Авторы

  • Ирина Васильевна Куприянова Алтайский государственный институт культуры

DOI:

https://doi.org/10.37386/2413-4481-2020-2-101-105

Ключевые слова:

архетип, старообрядчество, религиозно-православная культура, традиционная культура, дохристианские корни культуры старообрядцев

Аннотация

В статье рассматриваются основы культурной самобытности старообрядцев как этноконфессиональной общности в составе русского народа, важнейшей особенностью которой является генетическая связь с культурой Средневековья, характеризуемой присутствием элементов традиционной культуры, восходящей к дохристианскому периоду, в значительной степени утраченной новоправославием. Избыточная насыщенность магическими ритуалами, пережитками дохристианских представлений придавали старообрядчеству то своеобразие культурного облика, которое делало его носителем великорусских традиций в их средневековом варианте.

Биография автора

Ирина Васильевна Куприянова, Алтайский государственный институт культуры

доктор исторических наук, доцент, кафедра музеологии и туризма

Библиографические ссылки

Сазонова Л. И. Литературная культура России. Раннее Новое время: монография / Рос. акад. наук, Ин-т мировой литературы им. А. М. Горького. М.: Языки славянской культуры, 2006. 896 с.

Гакстгаузен А. Исследование внутренних отношений народной жизни и в особенности сельских учреждений России. М.: Тип. А. И. Мамонтова, 1870. 490 с.

Надеждин Н. И. О заграничных раскольниках // Сборник правительственных сведений о раскольниках / сост. В. И. Кельсиев. Лондон: Trübner & C°, 1860. Вып. 1. С. 77-137.

Гребенщиков Г. Д. Алтайская Русь: Историко-этнографический очерк. Барнаул: Дом литераторов им. В. М. Шукшина, 1990. 15 с. (Прил. к газете писателей Алтая «Прямая речь»).

Гребенщиков Г. Д. Река Уба и убинские люди. Литературно-этнографический очерк // Алтайский сборник. 1912. Вып. XI. С. 1-80.

Адоньева С. В. Прагматика фольклора: монография. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та; ЗАО ТИД «Амфора», 2004. 312 с.

Успенский Б. А. Роль дуальных моделей в динамике русской культуры (до конца XVIII века) // Избранные труды. 2-е изд., испр. и доп. М.: Школа «Языки русской культуры», 1996. Т. I. Семиотика истории. Семиотика культуры. С. 338-380.

Байбурин А. К. Жилище в обрядах и представлениях восточных славян: монография. Л.: Наука, 1983. 188 с.

Липинская В. А. Об устойчивости малых конфессиональных групп в однонациональной среде (по материалам юга Западной Сибири) // Традиционная духовная и материальная культура старообрядческих поселений Европы, Азии и Америки / отв. ред. Н. Н. Покровский, Р. Моррис. Новосибирск: Наука, 1992. С. 212-217.

Бердяев Н. А. Алексей Степанович Хомяков. URL: http://www.vehi.net/berdyaev/khomyakov/03.html (дата обращения: 06.03.2020).

Андреев В. В. Раскол и его значение в народной русской истории. Исторический очерк. СПб.: М.: Хан, 1870. 411 с.

Опубликован

2020-06-05

Выпуск

Раздел

Исторические науки: Этнология, этнография и антропология