ИНФОГРАФИКА «ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ КАРТА» КАК МЕТОД РАЗВИТИЯ ВИЗУАЛЬНОГО МЫШЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ГИМНАЗИИ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

Авторы

  • Ольга Анатольевна Ваткова Профессиональная гимназия по механоэлектротехнике

DOI:

https://doi.org/10.37386/2413-4481-2022-1-5-11

Ключевые слова:

инфографика, инфографика-географическая карта, визуальное мышление, развитие визуального мышления, изобразительное искусство

Аннотация

В сфере образования повышается востребованность особого вида образного представления информации - инфографики, а также ее разновидности - инфографики «географическая карта». Впервые предложено применять инфографику вида «географическая карта» на уроках изобразительного искусства в условиях профессиональной гимназии с целью развития визуального мышления учащихся. Разработаны и описаны конкретные примеры использования инфографики «географическая карта» на уроках рисования. Раскрыты методические особенности применения исследуемого метода, выявлены его положительные результаты.

Биография автора

Ольга Анатольевна Ваткова, Профессиональная гимназия по механоэлектротехнике

кандидат педагогических наук, доцент, учитель изобразительного искусства

Библиографические ссылки

Овчинникова К. Р. Роль информационных технологий в представлении предметной информации в вузе // Вестник Российского университета дружбы народов. Сер.: Информатизация образования. 2015. № 3. С. 36-44.

Ищенко Е. Н. «Визуальный поворот» в современной культуре: опыты философской рефлексии // Вестник Воронежского государственного университета. Сер.: Философия. 2016. № 2 (20). С. 16-27.

Симакова С. И. «Цивилизация глаза»: специфика визуальной репрезентации события // Гуманитарный вектор. 2020. Т. 15, № 1. С.125-133.

Василенко И. Ю., Султанова И. В. Внедрение метода визуализации в образовательный процесс в вузе // Гуманитарные науки (г. Ялта). 2019. № 4 (19). С. 161-167.

Усеинова Л. Ю., Самухова Н. В. Актуализация использования технологий визуализации учебной информации // Ученые записки Крымского инженерного педагогического университета. 2018. № 1 (59). С. 229-234.

Chepenko D. O., Okorokov A. N. Data visualization: infographics as a tool and the problem of infrequent use // Наукосфера. 2021. № 3-2. С. 268-271.

Долгополова О. Д. Визуализация контента в учебном процессе: международная практика применения инфографики // Ученые записки ИУО РАО. 2019. № 3 (71). С. 18-23.

Клименко С. В. Актуальные информационные технологии: визуализация информации, виртуальное окружение, неогеография, осязаемые изображения // ГрафиКон-2013: труды конференции / Институт автоматики и процессов управления ДВО РАН, Дальневосточный федеральный университет. Владивосток, 2013. С. 13-19.

Косцова М. В., Гришина А. В. Особенности визуального мышления у студентов технического профиля подготовки. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-vizualnogo-myshleniya-u-studentov-tehnicheskogo-profilya-podgotovki (дата обращения: 11.02.2022).

Авербух В. Л. Развитие человеко-компьютерного взаимодействия // Научная визуализация. 2020. Т. 12, № 5. С. 130-164.

Шеховцова Д. Н. Использование компьютерных технологий для визуализации математического знания // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2010. № 10 (100). С. 99-103.

Алексеева А. З. Визуализация - метод когнитивной технологии в дополнительном профессиональном образовании // Вестник Северо-восточного федерального университета им. М. К. Аммосова. Сер.: Педагогика. Психология. Философия. 2020. № 4 (20). С. 13-17.

Иванова О. Л. Педагогическая визуализация. Возможности коммуникации // Новые информационные технологии в образовании: материалы IX Международной научно-практической конференции. Екатеринбург, 2016. С. 36-40.

Смирнова Т. В. Использование возможностей визуального мышления в процессе подготовки профессий инженерных специальностей // Вестник Красноярского государственного педагогического университета. 2009. № 3. С. 56-61.

Шеренговый И. А. Визуальное мышление как специальный компонент одаренности в сфере информационных технологий // Вiсник Одеського нацiонального унiверситету. Психологiя. 2010. Т. 15, № 1 (1-2). C. 149-155.

Ваткова О. А. Анализ подходов к проблеме развития визуального мышления // APRIORI. Сер.: Гуманитарные науки. 2015. № 6. С. 7.

Зинченко В. П., Моргунов Е. Б. Человек развивающийся. М., 1993. 245 с.

Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие / пер. с англ. М.: Архитектура-С, 2012. 392 с.

Зинченко В. П. Образ и деятельность. М., 1997. 608 с.

Жуковский В. И., Пивоваров Д. В., Рахматуллин Р. Ю. Визуальное мышление в структуре научного познания. Красноярск, 1988. 184 с.

Серебряник И. А., Надршин В. В. Визуализация в бизнесе. Эффективное применение инфографики // Дискуссия. 2016. № 9 (72). С. 38-42.

Бажукова Н. В., Александрова Н. М. Визуализация характеристик горнолыжных комплексов Пермского края методами геоинфографики // География и туризм. 2019. № 2. С. 17-23.

Пережогина Л. В., Кондров А. В. Возможности обучающей инфографики в работе практикующего психолога // Вестник Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы. 2021. № 2 (59). С. 163-174.

Беляев Н. А. Визуализация данных: инфографика как инструмент маркетинга // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Сер.: Экономика и менеджмент. 2015. Т. 9, № 4. С. 125-130.

Графическое структурирование фармакопейных статей: пример разработки и внедрения в практику фармацевтического анализа / Е. А. Лукша, И. Н. Корнеева, И. А. Савченко и др. // Медико-фармацевтический журнал «Плюс». 2019. Т. 21, № 11. С. 6-12.

Радченко Ю. Ю Инфографика как инструмент обучения критическому чтению магистрантов многопрофильного вуза // Научное мнение. 2019. № 5. С. 86-90.

Development of research abilities of students of natural scientific and technical specialties of universities / N. N. Shuyushbayeva, S. K. Damekova, N. K. Tanasheva, G. S. Altayeva // Bulletin of the Karaganda University. Physics Series. 2020. № 4. P. 95-104.

Смикиклас М. Инфографика. Коммуникация и влияние при помощи изображений. СПб.: Питер, 2014. 152 с.

Devanesan J. 9 видов инфографики и их применение (+шаблоны инфографики). URL: https://venngage.com/blog/(дата обращения: 13.11.2021).

Кузнецова Е. Ю. Геоинфографика как средство обучения географии // Знак: проблемное поле медиаобразования. 2017. № 1 (23). C. 93-97.

Воронина А. Б. Геоинфографика как система «нового землеописания» // Геополитика и экогеодинамика регионов. 2020. Т. 6, № 4. С. 92-98.

Ваткова О. А. «Пиксель-арт» как метод развития визуального мышления школьников на уроках изобразительного искусства (на примере школ Болгарии) // Научный аспект. 2021. Т. 5, № 2. С. 549-558.

Загрузки

Опубликован

2022-03-05

Выпуск

Раздел

Педагогические науки: Общая педагогика, история педагогики и образования