ИНФОГРАФИКА «ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ КАРТА» КАК МЕТОД РАЗВИТИЯ ВИЗУАЛЬНОГО МЫШЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ГИМНАЗИИ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
DOI:
https://doi.org/10.37386/2413-4481-2022-1-5-11Ключевые слова:
инфографика, инфографика-географическая карта, визуальное мышление, развитие визуального мышления, изобразительное искусствоАннотация
В сфере образования повышается востребованность особого вида образного представления информации - инфографики, а также ее разновидности - инфографики «географическая карта». Впервые предложено применять инфографику вида «географическая карта» на уроках изобразительного искусства в условиях профессиональной гимназии с целью развития визуального мышления учащихся. Разработаны и описаны конкретные примеры использования инфографики «географическая карта» на уроках рисования. Раскрыты методические особенности применения исследуемого метода, выявлены его положительные результаты.Библиографические ссылки
Овчинникова К. Р. Роль информационных технологий в представлении предметной информации в вузе // Вестник Российского университета дружбы народов. Сер.: Информатизация образования. 2015. № 3. С. 36-44.
Ищенко Е. Н. «Визуальный поворот» в современной культуре: опыты философской рефлексии // Вестник Воронежского государственного университета. Сер.: Философия. 2016. № 2 (20). С. 16-27.
Симакова С. И. «Цивилизация глаза»: специфика визуальной репрезентации события // Гуманитарный вектор. 2020. Т. 15, № 1. С.125-133.
Василенко И. Ю., Султанова И. В. Внедрение метода визуализации в образовательный процесс в вузе // Гуманитарные науки (г. Ялта). 2019. № 4 (19). С. 161-167.
Усеинова Л. Ю., Самухова Н. В. Актуализация использования технологий визуализации учебной информации // Ученые записки Крымского инженерного педагогического университета. 2018. № 1 (59). С. 229-234.
Chepenko D. O., Okorokov A. N. Data visualization: infographics as a tool and the problem of infrequent use // Наукосфера. 2021. № 3-2. С. 268-271.
Долгополова О. Д. Визуализация контента в учебном процессе: международная практика применения инфографики // Ученые записки ИУО РАО. 2019. № 3 (71). С. 18-23.
Клименко С. В. Актуальные информационные технологии: визуализация информации, виртуальное окружение, неогеография, осязаемые изображения // ГрафиКон-2013: труды конференции / Институт автоматики и процессов управления ДВО РАН, Дальневосточный федеральный университет. Владивосток, 2013. С. 13-19.
Косцова М. В., Гришина А. В. Особенности визуального мышления у студентов технического профиля подготовки. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-vizualnogo-myshleniya-u-studentov-tehnicheskogo-profilya-podgotovki (дата обращения: 11.02.2022).
Авербух В. Л. Развитие человеко-компьютерного взаимодействия // Научная визуализация. 2020. Т. 12, № 5. С. 130-164.
Шеховцова Д. Н. Использование компьютерных технологий для визуализации математического знания // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2010. № 10 (100). С. 99-103.
Алексеева А. З. Визуализация - метод когнитивной технологии в дополнительном профессиональном образовании // Вестник Северо-восточного федерального университета им. М. К. Аммосова. Сер.: Педагогика. Психология. Философия. 2020. № 4 (20). С. 13-17.
Иванова О. Л. Педагогическая визуализация. Возможности коммуникации // Новые информационные технологии в образовании: материалы IX Международной научно-практической конференции. Екатеринбург, 2016. С. 36-40.
Смирнова Т. В. Использование возможностей визуального мышления в процессе подготовки профессий инженерных специальностей // Вестник Красноярского государственного педагогического университета. 2009. № 3. С. 56-61.
Шеренговый И. А. Визуальное мышление как специальный компонент одаренности в сфере информационных технологий // Вiсник Одеського нацiонального унiверситету. Психологiя. 2010. Т. 15, № 1 (1-2). C. 149-155.
Ваткова О. А. Анализ подходов к проблеме развития визуального мышления // APRIORI. Сер.: Гуманитарные науки. 2015. № 6. С. 7.
Зинченко В. П., Моргунов Е. Б. Человек развивающийся. М., 1993. 245 с.
Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие / пер. с англ. М.: Архитектура-С, 2012. 392 с.
Зинченко В. П. Образ и деятельность. М., 1997. 608 с.
Жуковский В. И., Пивоваров Д. В., Рахматуллин Р. Ю. Визуальное мышление в структуре научного познания. Красноярск, 1988. 184 с.
Серебряник И. А., Надршин В. В. Визуализация в бизнесе. Эффективное применение инфографики // Дискуссия. 2016. № 9 (72). С. 38-42.
Бажукова Н. В., Александрова Н. М. Визуализация характеристик горнолыжных комплексов Пермского края методами геоинфографики // География и туризм. 2019. № 2. С. 17-23.
Пережогина Л. В., Кондров А. В. Возможности обучающей инфографики в работе практикующего психолога // Вестник Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы. 2021. № 2 (59). С. 163-174.
Беляев Н. А. Визуализация данных: инфографика как инструмент маркетинга // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Сер.: Экономика и менеджмент. 2015. Т. 9, № 4. С. 125-130.
Графическое структурирование фармакопейных статей: пример разработки и внедрения в практику фармацевтического анализа / Е. А. Лукша, И. Н. Корнеева, И. А. Савченко и др. // Медико-фармацевтический журнал «Плюс». 2019. Т. 21, № 11. С. 6-12.
Радченко Ю. Ю Инфографика как инструмент обучения критическому чтению магистрантов многопрофильного вуза // Научное мнение. 2019. № 5. С. 86-90.
Development of research abilities of students of natural scientific and technical specialties of universities / N. N. Shuyushbayeva, S. K. Damekova, N. K. Tanasheva, G. S. Altayeva // Bulletin of the Karaganda University. Physics Series. 2020. № 4. P. 95-104.
Смикиклас М. Инфографика. Коммуникация и влияние при помощи изображений. СПб.: Питер, 2014. 152 с.
Devanesan J. 9 видов инфографики и их применение (+шаблоны инфографики). URL: https://venngage.com/blog/(дата обращения: 13.11.2021).
Кузнецова Е. Ю. Геоинфографика как средство обучения географии // Знак: проблемное поле медиаобразования. 2017. № 1 (23). C. 93-97.
Воронина А. Б. Геоинфографика как система «нового землеописания» // Геополитика и экогеодинамика регионов. 2020. Т. 6, № 4. С. 92-98.
Ваткова О. А. «Пиксель-арт» как метод развития визуального мышления школьников на уроках изобразительного искусства (на примере школ Болгарии) // Научный аспект. 2021. Т. 5, № 2. С. 549-558.