ОБУЧЕНИЕ ШКОЛЬНИКОВ ИНФОРМАЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ КОМПЬЮТЕРНОМУ МОДЕЛИРОВАНИЮ: ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД
DOI:
https://doi.org/10.37386/2413-4481-2024-1-11-19Ключевые слова:
обучение школьников компьютерному моделированию, практико-ориентированный подход, компетенция моделирования, структурная модель, информационно-технологического профильАннотация
Представлена структурная модель компетенции моделирования в информационно-технологическом образовании, включающая три основных элемента: предметно-ориентированные знания; метазнания о моделях и моделировании и практика моделирования. Структурная модель компетенции моделирования развивает теорию и методику обучения школьников моделированию. Проведен опрос экспертов, который показал высокую воспринимаемую полезность, простоту использования и поведенческое намерение использования предложенной модели компетенции моделирования для классов информационно-технологического профиля.Библиографические ссылки
Примерная основная образовательная программа основного общего образования. Одобрена решением Федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол 6/22 от 15.09.2022 г. M.: Институт стратегии развития образования РАО, 2022. 1418 с.
Чевычелов С. А., Коржавина Е. Г. Основы моделирования в КОМПАС-3D для школьников: учеб. пособие / под общ. ред. С. А. Чевычелова. Курск: Университетская книга, 2021. 60 с.
Сафонова О. И. Начальное техническое конструирование и моделирование на уроках технологии в V классе // Школа и производство. 2022. № 1. С. 21-23.
Головкина В. Б., Рязанова В. Р. О разработке электронного учебника для освоения школьниками САПР «КОМПАС-3D» В «Инженерном классе» // Современное образование: содержание, технологии, качество. 2018. Т. 2. С. 121-124.
Файзрахманова А. Л., Файзрахманов И. М. Особенности учебного моделирования на уроках технологии // NovaUm.Ru. 2019. № 17. С. 365-367.
Сенцов М. Н. Управление формированием метапредметных компетенций учащихся посредством проектной деятельности в ходе изучения 3D-моделирования на уроках технологии // Молодой ученый. 2021. № 22 (364). С. 481-483.
Зайцева Е. Ю., Иванова О. А. Формирование технологической грамотности у обучающихся средствами моделирования // Мир науки, культуры, образования. 2020. № 3 (82). С. 207-210.
Citrohn B., Stolpe K., Svensson M., Bernard J. Affordances of models and modelling: a study of four technology design projects in the Swedish secondary school // Design and Technology Education. 2022. 27 (3). P. 58-75.
Schwarz C. V. Developing a learning progression for scientific modeling: Making scientific modeling accessible and meaningful for learners // Journal of Research in Science Teaching. 2009. 46 (6). P. 632-654.
Hallströml J., Schönborn K. J. Models and modelling for authentic STEM education: reinforcing the argument // International Journal of STEM Education. 2019. Vol. 6. Article number: 22.
De Vries M. J. Modeling in technology and engineering education. In P. J.Williams & D. Gedera (Eds.), PATT 27, Technology Education for the Future: A Play on Sustainability, Christchurch, New Zealand, 2-6 December 2013. Waikato: University of Waikato.
Boon M., Knuuttila T. Models as epistemic tools in engineering sciences // Philosophy of technology and engineering sciences. 2009. P. 693-726. URL: http://dx.doi.org/10.1016/B978-0-444-51667-1.50030-6 (mode of access: 15.12.2023).
Nicolaou Chr. Th., Constantinou C. P. Assessment of the modeling competence: A systematic review and synthesis of empirical research // Educational Research Review. 2014. Vol. 13. P. 52-73.
Maaß K. What are modelling competencies? // Zentralblatt für Didaktik der Mathematik. 2006. Vol. 38. P. 113-142.
Nielsen S. S., Nielsen J. A. A competence-oriented approach to models and modelling in lower secondary science education: practices and rationales among Danish teachers // Research in Science Education. 2021. 51 (2). P. 565-593.
Evagorou M., Nicolaou Ch., Lymbouridou Ch. Modelling and Argumentation with Elementary School Students // Canadian Journal of Science, Mathematics and Technology Education. 2020. Vol. 20 (5). P. 58-73.
Nia M. G., de Vries M. J. ‘Standards’ on the bench: Do standards for technological literacy render an adequate image of technology? // Journal of Technology and Science Education (JOTSE). 2016. Vol. 6 (1). P. 5-18.
Nielsen S. S., Nielsen J. A. Models and Modelling: Science Teachers’ Perceived Practice and Rationales in Lower Secondary School in the Context of a Revised Competence-Oriented Curriculum // EURASIA Journal of Mathematics, Science and Technology Education. 2021. Vol. 17 (4). em1954.
Using a validation model to measure the agility of software development in a large software development organization / M. Ikoma, M. Ooshima, T. Tanida, M. Oba, S. Sakai // In Proceedings of the 31st International Conference on Software Engineering-Companion Volume, Vancouver, BC, Canada, 2009. P. 91-100.
IEEE Standard for System and Software Verification and Validation. IEEE Std 1012-2012 (Revision of IEEE Std 1012-2004). 2012. 25 May. P. 1-223.
McLeod S.A. Likert Scale Definition, Examples and Analysis. Simply Psychology. URL: https://www.simplypsychology.org/likert-scale.html (mode of access: 15.12.2023).
Lazar Iu., Panisoara G., Panisoara Ion-O. Adoption of digital storytelling tool in natural sciences and technology education by pre-service teachers using the technology acceptance model // Journal of Baltic Science Education. 2020. Vol. 19, No. 3. P. 429-453.
Hoekstra R., Vugteveen J., Warrens M. J., Kruyen P. M. An empirical analysis of alleged misunderstandings of coefficient alpha // International Journal of Social Research Methodology. 2018. Vol. 22 (4). P. 1-14.