ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ИССЛЕДОВАНИЯ ВОПРОШАЮЩЕЙ АКТИВНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ШКОЛЫ
DOI:
https://doi.org/10.37386/2413-4481-2025-3-21-28Ключевые слова:
вопрошающая активность, познавательный интерес, учебная мотивация, зарубежные исследования, критическое мышление, педагогические стратегии, школьная вовлеченность, саморегуляция учебной деятельности, интернет-взаимодействиеАннотация
В статье анализируется зарубежный опыт исследования вопрошающей активности обучающихся как значимого аспекта учебной деятельности в современном образовании. Рассмотрена связь этого процесса с критическим мышлением, самообучением, школьной вовлеченностью и метакогнитивными процессами. Систематизированы теоретические подходы (когнитивный, мотивационный, социокультурный) и педагогические стратегии развития активности школьников, включая возможности цифровых образовательных сред. Результаты структурируют зарубежные исследования, предлагая ориентиры для возможного совершенствования отечественной образовательной практики с учетом ее специфики.Библиографические ссылки
Фомина Т. Г., Потанина А. М., Моросанова В. И. Взаимосвязь школьной вовлеченности и саморегуляции учебной деятельности: состояние проблемы и перспективы исследований в России и за рубежом // Вестник РУДН. Серия: Психология и педагогика. 2020. Т. 17, № 3. С. 542-565.
Шмелькова Н. А. Зарубежные теории развития познавательного интереса у школьников // Человек и образование. 2022. № 1 (70). С. 167-174.
Машарова В. А. Познавательная активность обучающихся: организация интернет-взаимодействия субъектов образовательного процесса: учеб.-метод. пособие. СПб.: ГАОУ ДПО «ЛОИРО», 2020. 131 с.
Gruber J. M., Fandakova Y. Curiosity in childhood and adolescence - what can we learn from the brain // Current Opinion in Behavioral Sciences. 2021. Vol. 39. P. 178-183.
Thompson T. Self-worth protection: Review and implications for the classroom // Educational Review. 1994. Vol. 46, № 3. P. 259-274.
Martin A. J., Dowson M.Interpersonal Relationships, Motivation, Engagement, and Achievement: Yields for Theory, Current Issues, and Educational Practice // Review of Educational Research. 2009. Vol. 79, № 1. P. 327-365.
Кузнецова Е. Ю. Вопросы активизации учебной деятельности учащихся в английской педагогике и школе 60-70-х годов: дис.. канд. пед. наук. М., 1990. 152 с.
Брунер Дж. Психология познания. За пределами непосредственной информации / пер. с англ. М.: Прогресс, 1977. 413 с.
Никитская М. Г., Толстых Н. Н. Зарубежные исследования учебной мотивации: XXI век // Современная зарубежная психология. 2018. Т. 7, № 2. С. 100-113.
Исследования развития познавательной деятельности / под ред. Дж. Брунера, О. Оливера, П. Гринфилда; пер. с англ. М. П. Лисиной. М.: Педагогика, 1971. 392 с.
Джемс У. Прагматизм: новое название для некоторых старых методов мышления: Популярные лекции по философии / пер. с англ. Изд. 3-е. М.: ЛКИ, 2011. 240 с.
Клапаред Э. Психология ребенка и экспериментальная психология. М.: ЛКИ, 2007. 168 с.
Bandura A. Self-efficacy: The exercise of control. New York: Freeman, 1997. 604 p.
Hidi S., Renninger K. A. The Four-Phase Model of Interest Development // Educational Psychologist. 2006. Vol. 41, № 2. P. 111-127.
Guthrie J. T. et al. Influences of stimulating tasks on reading motivation and comprehension // Journal of Educational Research. 2006. Vol. 99, № 4. P. 232-246.
Hulleman C. S., Harackiewicz J. M. Promoting interest and performance in high school science classes // Science. 2009. Vol. 326, № 5958. P. 1410-1412.
Krapp A., Prenzel M. Research on Interest in Science: Theories, methods and findings // International Journal of Science Education. 2011. Vol. 33, № 1. P. 27-50.
Education at a Glance 2021 OECD INDICATORS // OECD (2021), Education at a Glance 2021: OECD Indicators, OECD Publishing, Paris, 2021.
Pekrun R. Emotions and Learning // Educational Practices Series. 2014. № 24. P. 1-31.
Pekrun R., Elliot A. J., Maier M. A. Achievement Goals and Achievement Emotions: Testing a Model of Their Joint Relations With Academic Performance // Journal of Educational Psychology. 2009. Vol. 101, № 1. P. 115-135.
Elliot A. J. Approach and avoidance motivation and achievement goals // Educational Psychologist. 1999. Vol. 34, № 3. P. 169-189.
Dweck C. S. Motivational processes affecting learning // American Psychologist. 1986. Vol. 41, № 10. P. 1040-1048.
Deci E. L., Ryan R. M.Intrinsic motivation and self-determination in human behavior. New York: Plenum Publishing Co, 1985. 371 p.
Wilson T. D., Linville P. W. Improving the performance of college freshmen with attributional techniques // Journal of Personality and Social Psychology. 1985. Vol. 49, № 1. P. 287-293.
Weiner B. An attributional theory of achievement motivation and emotion // Psychological Review. 1985. Vol. 92, № 4. P. 548-573.
Pugh K. J. Transformative experience: An integrative construct in the spirit of Deweyan pragmatism // Educational Psychologist. 2011. Vol. 46, № 2. P. 107-121.
Ames C. Classrooms: Goals, structures and student motivation // Journal of Educational Psychology. 1992. Vol. 84, № 3. P. 261-271.
Maharani N. I., Dasna I. W., Utama C. The Effectiveness of Inquiry-Based Learning Instrument to Enhance Student’s Critical Thinking Skills // Madrasah: Jurnal Pendidikan dan Pembelajaran Dasar. 2023. Vol. 15, № 2. P. 66-77.
Загрузки
Опубликован
Выпуск
Раздел
Лицензия
Для публикации статьи в журнале «Вестник Алтайского государственного педагогического университета» автору необходимо заключить лицензионный договор с федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением высшего образования «Алтайский государственный педагогический университет» (ФГБОУ ВО «АлтГПУ»).