ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ИССЛЕДОВАНИЯ ВОПРОШАЮЩЕЙ АКТИВНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ШКОЛЫ

Авторы

  • Дмитрий Иванович Лебедев Алтайский государственный педагогический университет

DOI:

https://doi.org/10.37386/2413-4481-2025-3-21-28

Ключевые слова:

вопрошающая активность, познавательный интерес, учебная мотивация, зарубежные исследования, критическое мышление, педагогические стратегии, школьная вовлеченность, саморегуляция учебной деятельности, интернет-взаимодействие

Аннотация

В статье анализируется зарубежный опыт исследования вопрошающей активности обучающихся как значимого аспекта учебной деятельности в современном образовании. Рассмотрена связь этого процесса с критическим мышлением, самообучением, школьной вовлеченностью и метакогнитивными процессами. Систематизированы теоретические подходы (когнитивный, мотивационный, социокультурный) и педагогические стратегии развития активности школьников, включая возможности цифровых образовательных сред. Результаты структурируют зарубежные исследования, предлагая ориентиры для возможного совершенствования отечественной образовательной практики с учетом ее специфики.

Биография автора

Дмитрий Иванович Лебедев, Алтайский государственный педагогический университет

аспирант кафедры теоретических основ информатики

Библиографические ссылки

Фомина Т. Г., Потанина А. М., Моросанова В. И. Взаимосвязь школьной вовлеченности и саморегуляции учебной деятельности: состояние проблемы и перспективы исследований в России и за рубежом // Вестник РУДН. Серия: Психология и педагогика. 2020. Т. 17, № 3. С. 542-565.

Шмелькова Н. А. Зарубежные теории развития познавательного интереса у школьников // Человек и образование. 2022. № 1 (70). С. 167-174.

Машарова В. А. Познавательная активность обучающихся: организация интернет-взаимодействия субъектов образовательного процесса: учеб.-метод. пособие. СПб.: ГАОУ ДПО «ЛОИРО», 2020. 131 с.

Gruber J. M., Fandakova Y. Curiosity in childhood and adolescence - what can we learn from the brain // Current Opinion in Behavioral Sciences. 2021. Vol. 39. P. 178-183.

Thompson T. Self-worth protection: Review and implications for the classroom // Educational Review. 1994. Vol. 46, № 3. P. 259-274.

Martin A. J., Dowson M.Interpersonal Relationships, Motivation, Engagement, and Achievement: Yields for Theory, Current Issues, and Educational Practice // Review of Educational Research. 2009. Vol. 79, № 1. P. 327-365.

Кузнецова Е. Ю. Вопросы активизации учебной деятельности учащихся в английской педагогике и школе 60-70-х годов: дис.. канд. пед. наук. М., 1990. 152 с.

Брунер Дж. Психология познания. За пределами непосредственной информации / пер. с англ. М.: Прогресс, 1977. 413 с.

Никитская М. Г., Толстых Н. Н. Зарубежные исследования учебной мотивации: XXI век // Современная зарубежная психология. 2018. Т. 7, № 2. С. 100-113.

Исследования развития познавательной деятельности / под ред. Дж. Брунера, О. Оливера, П. Гринфилда; пер. с англ. М. П. Лисиной. М.: Педагогика, 1971. 392 с.

Джемс У. Прагматизм: новое название для некоторых старых методов мышления: Популярные лекции по философии / пер. с англ. Изд. 3-е. М.: ЛКИ, 2011. 240 с.

Клапаред Э. Психология ребенка и экспериментальная психология. М.: ЛКИ, 2007. 168 с.

Bandura A. Self-efficacy: The exercise of control. New York: Freeman, 1997. 604 p.

Hidi S., Renninger K. A. The Four-Phase Model of Interest Development // Educational Psychologist. 2006. Vol. 41, № 2. P. 111-127.

Guthrie J. T. et al. Influences of stimulating tasks on reading motivation and comprehension // Journal of Educational Research. 2006. Vol. 99, № 4. P. 232-246.

Hulleman C. S., Harackiewicz J. M. Promoting interest and performance in high school science classes // Science. 2009. Vol. 326, № 5958. P. 1410-1412.

Krapp A., Prenzel M. Research on Interest in Science: Theories, methods and findings // International Journal of Science Education. 2011. Vol. 33, № 1. P. 27-50.

Education at a Glance 2021 OECD INDICATORS // OECD (2021), Education at a Glance 2021: OECD Indicators, OECD Publishing, Paris, 2021.

Pekrun R. Emotions and Learning // Educational Practices Series. 2014. № 24. P. 1-31.

Pekrun R., Elliot A. J., Maier M. A. Achievement Goals and Achievement Emotions: Testing a Model of Their Joint Relations With Academic Performance // Journal of Educational Psychology. 2009. Vol. 101, № 1. P. 115-135.

Elliot A. J. Approach and avoidance motivation and achievement goals // Educational Psychologist. 1999. Vol. 34, № 3. P. 169-189.

Dweck C. S. Motivational processes affecting learning // American Psychologist. 1986. Vol. 41, № 10. P. 1040-1048.

Deci E. L., Ryan R. M.Intrinsic motivation and self-determination in human behavior. New York: Plenum Publishing Co, 1985. 371 p.

Wilson T. D., Linville P. W. Improving the performance of college freshmen with attributional techniques // Journal of Personality and Social Psychology. 1985. Vol. 49, № 1. P. 287-293.

Weiner B. An attributional theory of achievement motivation and emotion // Psychological Review. 1985. Vol. 92, № 4. P. 548-573.

Pugh K. J. Transformative experience: An integrative construct in the spirit of Deweyan pragmatism // Educational Psychologist. 2011. Vol. 46, № 2. P. 107-121.

Ames C. Classrooms: Goals, structures and student motivation // Journal of Educational Psychology. 1992. Vol. 84, № 3. P. 261-271.

Maharani N. I., Dasna I. W., Utama C. The Effectiveness of Inquiry-Based Learning Instrument to Enhance Student’s Critical Thinking Skills // Madrasah: Jurnal Pendidikan dan Pembelajaran Dasar. 2023. Vol. 15, № 2. P. 66-77.

Загрузки

Опубликован

2025-09-29

Выпуск

Раздел

5.8.1. Общая педагогика, история педагогики и образования