ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТНОГО ПОТЕНЦИАЛА ЮНОШЕЙ И ДЕВУШЕК, ОБУЧАЮЩИХСЯ В ВУЗЕ

Авторы

  • Лилия Александровна Колмогорова Алтайский государственный педагогический университет
  • Виктория Евгеньевна Троц Независимый исследователь

DOI:

https://doi.org/10.37386/2413-4481-2025-4-66-75

Ключевые слова:

личностный потенциал, диспозиционный оптимизм, жизнестойкость, личностная автономия, самоэффективность, копинг-стратегии, толерантность к неопределенности, контроль за действием, рефлексивность, субъективная витальность

Аннотация

В статье описаны результаты эмпирического исследования компонентов личностного потенциала юношей и девушек, обучающихся в вузе. Выявлено, что у девушек выше уровень личностного потенциала по показателям результирующих переменных, отражающих ресурсы устойчивости (итоговый диспозиционный оптимизм), а также характеристикам фиксированных способов реагирования, закрепившихся в индивидуальном опыте (оценивание результатов саморегуляции поведения). У юношей отмечаются более высокие показатели по устойчивым индивидуальным характеристикам саморегуляции (рефлексивность и уровень субъективного контроля).

Биография автора

Лилия Александровна Колмогорова, Алтайский государственный педагогический университет

кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии института психологии и педагогики

Библиографические ссылки

Личностный потенциал: структура и диагностика / [под ред. Д. А. Леонтьева]. М., 2011. 680 с.

Леонтьев Д. А. Личностное измерение человеческого развития // Вопросы психологии. 2013. № 3. С. 67-80.

Белякова И. И. Факторы, препятствующие реализации личностного потенциала студента и его успешной интеграции в процессе обучения в вузе // Потенциал личности: комплексная проблема: материалы второй Всероссийской Internet-конференции, г. Тамбов, 9 октября 2003 года. Тамбов, 2003. 390 с.

Черняновская Т. В., Шептицкая Ю. В., Костенко Е. В. Личностные особенности, способствующие социально-психологической адаптации студентов к вузу // Потенциал личности: комплексная проблема: материалы третьей Всероссийской Internet-конференции, г. Тамбов, 15-17 июня 2004 года. Тамбов, 2004. 284 с.

Решетникова Н. Н. Феномен личностного потенциала в аспекте профессионального самоопределения // Сибирский педагогический журнал. 2009. № 6. С. 114-121.

Леонтьев Д. А. Три мишени: личностный потенциал - зачем, что и как? // Образовательная политика. 2019. № 3 (79). С. 10-16.

Леонтьев Д. А. Личностный потенциал: оптика психологии // Образовательная политика. 2023. № 2 (94). С. 20-31.

Гордеева Т. О., Осин Е. Н. Позитивное мышление как фактор учебных достижений // Вопросы психологии. 2010. № 1. С. 24-33.

Касьянова С. В. Личностный потенциал как научная категория // Человек и общество: история и современность : сборник научных трудов. Воронеж, 2024. С. 111-116.

Корнилова Т. В. Интеллектуально-личностный потенциал человека в стратегиях совладания // Вестник Московского университета. Сер. 14: Психология. 2010. № 1. С. 46-57.

Васильева Е. Н., Щербаков А. В. Гендерная специфика личностного компонента в структуре карьерного потенциала на начальном этапе обучения в вузе // Психологическая наука и образование. 2020. Т. 25, № 1. С. 26-35.

Замяткина Н. А. Личностный потенциал студентов: сущность и подходы к трактовке // Педагогический журнал. 2022. Т. 12, № 6-1. С. 107-117.

Климов В. М., Галай И. А., Айзман Р. И. Личностный потенциал студентов как фактор профессионального успеха // Сибирский педагогический журнал. 2015. № 4. С. 53-59.

Галай И. А., Айзман Р. И. Гендерные особенности личностного потенциала студентов первого курса педагогического вуза // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. 2017. Т. 7, № 1. С. 95-105.

Богомаз С. А., Мацута В. В. Оценка личностного потенциала и выявление основных типов ориентации на профессиональную деятельность у студентов // Психология обучения. 2010. № 12. С. 77-88.

Ежов П. Ю., Новикова О. В. Образовательное событие как средство изменения личностного потенциала студентов педагогического вуза // Вестник Алтайского государственного педагогического университета. 2023. № 4 (57). С. 17-23.

Рогачева К. Б. Личностный потенциал студентов как фактор преодоления сложных жизненных ситуаций // Научный вестник Гуманитарно-социального института. 2024. № 18. С. 14.

Загрузки

Опубликован

2025-12-05

Выпуск

Раздел

5.3.4. Педагогическая психология, психодиагностика цифровых образовательных сред