ПОСТРОЕНИЕ СЕТЕВОЙ МОДЕЛИ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА НА ОСНОВЕ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО ПОДХОДА
DOI:
https://doi.org/10.37386/2413-4481-2020-1-37-42Ключевые слова:
особенности личности студентов, гражданственность, социальная активность, сетевая модель, системообразующие факторы личности, образовательная средаАннотация
В статье авторы предлагают проект разработки нового подхода к изучению личностных особенностей студентов, обучающихся в педагогическом университете, на основе построения сетевой модели гражданственности с использованием комплексного междисциплинарного подхода. Понятие гражданственности используется как базовое для изучения личностных особенностей студентов ― будущих учителей в связи с высоким уровнем социальной активности современной молодежи и ее влияния на профессионально-педагогические особенности, а также в связи с тем, что данный научный концепт остается не раскрытым с позиции его семантического наполнения, сетевого моделирования и включенности данной модели в элементы образовательного процесса и системообразующие факторы личности.Библиографические ссылки
Целуйкина Т. Г. Становление понятия «гражданственность»: история и современность // Региональная власть, местное самоуправление и гражданское общество: механизмы взаимодействия: сборник научных трудов. Саратов, 2017. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=29722761 (дата обращения: 05.02.2020).
Лебедева Л. Г. Гражданственность как фактор социализации и гармоничной преемственности поколений // Российская наука: актуальные исследования и разработки: сборник научных статей III Всероссийской заочной научно-практической конференции: в 2 ч. Самара, 2017. С. 173-176. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=29652927 (дата обращения: 05.02.2020).
Зимина Н. С. Проблема соотношения гражданственности и этничности: социально-антропологический аспект // Проблема соотношения естественного и социального в обществе и человеке. 2018. № 9. С. 202-207. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=35155763 (дата обращения: 05.02.2020).
Хазова С. А., Бегидова С. Н., Ахтанов Р. А. Формирование у студентов гражданственности как показателя их социально-личностного развития // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2017. Т. 17. С. 58-64. URL: http://e-koncept.ru/2017/870018.htm (дата обращения: 05.02.2020).
Семенова М. Г. Cоциокультурная активность студенческой молодежи как фактор формирования гражданственности в условиях современного вуза // Ученые записки Казанского филиала «Российского государственного университета правосудия». 2017. Т. XIII. С. 505-510. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=32400828 (дата обращения: 05.02.2020).
Андреев А. С. Рогова Е. А., Хрущевская И. П. Психологические детерминанты гражданственности // Ученые записки Крымского инженерно-педагогического университета. Сер.: Педагогика. Психология. 2017. № 3 (9). С. 6-11.
Хромов А. Б. Пятифакторный опросник личности: учебно-метод. пособие. Курган: Изд-во Курганского гос. ун-та, 2000. 23 с.
Goswami A., O’Brien Ke., Dawson Km., Hardiman Me. Mechanisms of Corporate Social Responsibility: The Moderating Role of Transformational Leadership // ETHICS&BEHAVIOR. 2018. Vol. 28. Issue 8. P. 644-661. DOI: 10.1080/10508422.2018.1467764.
Ko Sh., Moon Tw., Hur Wm. Bridging Service Employees’ Perceptions of CSR and Organizational Citizenship Behavior: The Moderated Mediation Effects of Personal Traits // Current psychology. 2018. Vol. 37. Issue 4. P. 816-831. DOI: 10.1007/s12144-017-9565-0.
Jugert P., Eckstein K., Noack P. Differential effects of school experiences on active citizenship among German and Turkish-origin students // International journal of psychology. 2018. Vol. 53. Issue 6. P. 433-438. DOI: 10.1002/ijop.12409.
Кулиш В. В., Матвеева Н. А. Функционирование исторической памяти учащейся молодежи. Барнаул: АлтГПУ, 2014. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=27408889 (дата обращения: 05.02.2020).
Психологический словарь / под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Педагогика-Пресс, 1999. 440 с.
Петренко В. Ф., Митина О. В. Психосемантический анализ политического менталитета общества // Вестник СПбГУ. Сер. 16: Психология. Педагогика. 2015. № 3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihosemanticheskiy-analiz-politicheskogo-mentaliteta-obschestva (дата обращения: 14.03.2019).
Costantini G., Pemgini M. A Framework for testing causality in personality research // European Journal of Personality. 2018. Vol. 32. Issue 3. P. 254-268. DOI: https://doi.org/10.1002/per.2150.
Кобзарь А. И. Прикладная математическая статистика. М.: Физматлит, 2006. 816 с.
Половикова О. Н., Фокина В. В. Использование евклидова и манхэттенского расстояний в качестве меры близости для решения задачи классификации // Известия АлтГУ. 2010. №1-1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-evklidova-i-manhettenskogo-rasstoyaniy-v-kachestve-mery-blizosti-dlya-resheniya-zadachi-klassifikatsii (дата обращения: 14.03.2019).
Братченко С. Л. Диагностика личностно-развивающегося потенциала: метод. пособие для школьных психологов. Псков, 1997. 68 с.
Сычев О. А., Беспалов А. М., Прудникова М. М. Особенности моральных оснований у монгольских, немецких и российских подростков // Культурно-историческая психология. 2016. Т. 12, № 1. С. 85-96. DOI: 10.17759/chp.2016120109.
Тихомиров А. В. Метод дифференциации профессиональных выборов в практике профконсультирования. Екатеринбург: Персонал-profi, 2001. С. 41-46. Вып. 2. Ч. 1.