ПОСТРОЕНИЕ СЕТЕВОЙ МОДЕЛИ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА НА ОСНОВЕ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО ПОДХОДА

Авторы

  • Ольга Александровна Бокова Алтайский государственный педагогический университет
  • Ирина Викторовна Григоричева Алтайский государственный педагогический университет
  • Юлия Анатольевна Мельникова Алтайский государственный педагогический университет

DOI:

https://doi.org/10.37386/2413-4481-2020-1-37-42

Ключевые слова:

особенности личности студентов, гражданственность, социальная активность, сетевая модель, системообразующие факторы личности, образовательная среда

Аннотация

В статье авторы предлагают проект разработки нового подхода к изучению личностных особенностей студентов, обучающихся в педагогическом университете, на основе построения сетевой модели гражданственности с использованием комплексного междисциплинарного подхода. Понятие гражданственности используется как базовое для изучения личностных особенностей студентов ― будущих учителей в связи с высоким уровнем социальной активности современной молодежи и ее влияния на профессионально-педагогические особенности, а также в связи с тем, что данный научный концепт остается не раскрытым с позиции его семантического наполнения, сетевого моделирования и включенности данной модели в элементы образовательного процесса и системообразующие факторы личности.

Биографии авторов

Ольга Александровна Бокова, Алтайский государственный педагогический университет

кандидат психологических наук, доцент, кафедра специальной педагогики и психологии

Ирина Викторовна Григоричева, Алтайский государственный педагогический университет

кандидат психологических наук, доцент, кафедра психологии

Юлия Анатольевна Мельникова, Алтайский государственный педагогический университет

кандидат психологических наук, доцент, кафедра психологии

Библиографические ссылки

Целуйкина Т. Г. Становление понятия «гражданственность»: история и современность // Региональная власть, местное самоуправление и гражданское общество: механизмы взаимодействия: сборник научных трудов. Саратов, 2017. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=29722761 (дата обращения: 05.02.2020).

Лебедева Л. Г. Гражданственность как фактор социализации и гармоничной преемственности поколений // Российская наука: актуальные исследования и разработки: сборник научных статей III Всероссийской заочной научно-практической конференции: в 2 ч. Самара, 2017. С. 173-176. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=29652927 (дата обращения: 05.02.2020).

Зимина Н. С. Проблема соотношения гражданственности и этничности: социально-антропологический аспект // Проблема соотношения естественного и социального в обществе и человеке. 2018. № 9. С. 202-207. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=35155763 (дата обращения: 05.02.2020).

Хазова С. А., Бегидова С. Н., Ахтанов Р. А. Формирование у студентов гражданственности как показателя их социально-личностного развития // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2017. Т. 17. С. 58-64. URL: http://e-koncept.ru/2017/870018.htm (дата обращения: 05.02.2020).

Семенова М. Г. Cоциокультурная активность студенческой молодежи как фактор формирования гражданственности в условиях современного вуза // Ученые записки Казанского филиала «Российского государственного университета правосудия». 2017. Т. XIII. С. 505-510. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=32400828 (дата обращения: 05.02.2020).

Андреев А. С. Рогова Е. А., Хрущевская И. П. Психологические детерминанты гражданственности // Ученые записки Крымского инженерно-педагогического университета. Сер.: Педагогика. Психология. 2017. № 3 (9). С. 6-11.

Хромов А. Б. Пятифакторный опросник личности: учебно-метод. пособие. Курган: Изд-во Курганского гос. ун-та, 2000. 23 с.

Goswami A., O’Brien Ke., Dawson Km., Hardiman Me. Mechanisms of Corporate Social Responsibility: The Moderating Role of Transformational Leadership // ETHICS&BEHAVIOR. 2018. Vol. 28. Issue 8. P. 644-661. DOI: 10.1080/10508422.2018.1467764.

Ko Sh., Moon Tw., Hur Wm. Bridging Service Employees’ Perceptions of CSR and Organizational Citizenship Behavior: The Moderated Mediation Effects of Personal Traits // Current psychology. 2018. Vol. 37. Issue 4. P. 816-831. DOI: 10.1007/s12144-017-9565-0.

Jugert P., Eckstein K., Noack P. Differential effects of school experiences on active citizenship among German and Turkish-origin students // International journal of psychology. 2018. Vol. 53. Issue 6. P. 433-438. DOI: 10.1002/ijop.12409.

Кулиш В. В., Матвеева Н. А. Функционирование исторической памяти учащейся молодежи. Барнаул: АлтГПУ, 2014. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=27408889 (дата обращения: 05.02.2020).

Психологический словарь / под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Педагогика-Пресс, 1999. 440 с.

Петренко В. Ф., Митина О. В. Психосемантический анализ политического менталитета общества // Вестник СПбГУ. Сер. 16: Психология. Педагогика. 2015. № 3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihosemanticheskiy-analiz-politicheskogo-mentaliteta-obschestva (дата обращения: 14.03.2019).

Costantini G., Pemgini M. A Framework for testing causality in personality research // European Journal of Personality. 2018. Vol. 32. Issue 3. P. 254-268. DOI: https://doi.org/10.1002/per.2150.

Кобзарь А. И. Прикладная математическая статистика. М.: Физматлит, 2006. 816 с.

Половикова О. Н., Фокина В. В. Использование евклидова и манхэттенского расстояний в качестве меры близости для решения задачи классификации // Известия АлтГУ. 2010. №1-1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-evklidova-i-manhettenskogo-rasstoyaniy-v-kachestve-mery-blizosti-dlya-resheniya-zadachi-klassifikatsii (дата обращения: 14.03.2019).

Братченко С. Л. Диагностика личностно-развивающегося потенциала: метод. пособие для школьных психологов. Псков, 1997. 68 с.

Сычев О. А., Беспалов А. М., Прудникова М. М. Особенности моральных оснований у монгольских, немецких и российских подростков // Культурно-историческая психология. 2016. Т. 12, № 1. С. 85-96. DOI: 10.17759/chp.2016120109.

Тихомиров А. В. Метод дифференциации профессиональных выборов в практике профконсультирования. Екатеринбург: Персонал-profi, 2001. С. 41-46. Вып. 2. Ч. 1.

Опубликован

2020-03-27

Выпуск

Раздел

Психологические науки: Педагогическая психология