ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СТУДЕНТОВ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ И ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ
DOI:
https://doi.org/10.37386/2413-4481-2020-2-53-58Ключевые слова:
студент с инвалидностью, студент с ограниченными возможностями здоровья, психолого-педагогическое сопровождение, принципы психолого-педагогического сопровождения, вуз, инклюзивное образованиеАннотация
В статье актуализируется проблема современного высшего образования, а именно психолого-педагогическое сопровождение студентов с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья в вузе. Авторы статьи рассматривают особенности развития«Я-концепции» студентов-инвалидов и с ограниченными возможностями здоровья, направления и принципы психолого-педагогического сопровождения таких студентов в процессе обучения в Горно-Алтайском государственном университете. Специалистами центра социально-психологической помощи университета составлена программа психолого-педагогического сопровождения студентов-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в университете.Библиографические ссылки
Статья 5. Право на образование. Государственные гарантии реализации права на образование в Российской Федерации // Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 01.03.2020). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
Статья 79. Организация получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья // Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 01.03.2020). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года: Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 (ред. от 19.07.2018). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
Семаго М. М., Семаго Н. Я., Дмитриева Т. П. Инклюзивное образование: от методологической модели к практике // Вестник Московского городского педагогического университета. 2010. № 4. С. 81-91.
Создание и апробация модели психолого-педагогического сопровождения инклюзивной практики / ред. С. В. Алехина, М. М. Семаго. М.: МГППУ, 2012. 156 с.
Айсмонтас Б. Б., Одинцова М. А. Социально-психологическое сопровождение студентов с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья // Психологическая наука и образование. 2017. Т. 22. № 1. URL: http://psyjournals.ru/files/85994/pno_n1_2017_aismontas_odintsova.pdf (дата обращения: 12.12.2019).
Личностная шкала проявлений тревоги (Дж. Тейлор, адаптация Т. А. Немчина) // Диагностика эмоционально-нравственного развития / сост. и ред. И. Б. Дерманова. СПб.: Речь, 2002. 171 с.
Фетискин Н. П., Козлов В. В., Мануйлов Г. М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. М., 2002. 490 с.
Козловская С. Н., Медведева Е. В. Практикум по конфликтологии. Магнитогорск, 2004. 289 с.
Прихожан А. М. Психология тревожности: дошкольный и школьный возраст. СПб.: Питер, 2007. 192 с.
Лизунова Г. Ю., Таскина И. А. Профилактика суицидального поведения детей и подростков в образовательных учреждениях. Горно-Алтайск: РИО ГАГУ, 2014. 134 с.
Купреева О. И. Особенности психологического сопровождения студентов с ограниченными возможностями здоровья. URL: https://psyjournals.ru/inclusive_edu/issue/44241_full.shtml (дата обращения: 12.12.2019).
Лизунова Г. Ю., Таскина И. А. Психолого-педагогическое сопровождение детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях образовательной организации // Ценностные ориентации молодежи в условиях модернизации современного общества. Горно-Алтайск: РИО ГАГУ, 2017. С. 312-317.
Фоминых Е. С. Психолого-педагогическое сопровождение девиктимизации студента-инвалида в профессионально-образовательной среде // Психология: актуальные проблемы и тенденции развития: материалы междунар. науч.-практ. конф. Борисоглебск: ООО «Кристина», 2012. С. 69-76.
Михайлова Т. А. Социально-педагогическое сопровождение студентов с особыми адаптивными возможностями в процессе получения среднего профессионального образования. М., 2008. 205 с.