PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL SUPPORT OF STUDENTS WITH DISABILITIES AND WITH SPECIAL HEALTH NEEDS IN THE UNIVERSITY ENVIRONMENT
DOI:
https://doi.org/10.37386/2413-4481-2020-2-53-58Keywords:
students with disabilities, students with special health need, psychological and pedagogical support, principles of psychological and pedagogical support, university, inclusive educationAbstract
The article focuses on one of the issues of contemporary university education, namely psychological and pedagogical support of students with disabilities and special health needs in the university environment. The authors of the article consider the features of the “Self- concept” development of students with disabilities and special health needs, the directions and principles of psychological and pedagogical support of such students in the process of studying at the Gorno-Altaisk State University. Specialists of the University center for social and psychological assistance have developed a Programme of psychological and pedagogical support for students with disabilities and special health needs at the University.References
Статья 5. Право на образование. Государственные гарантии реализации права на образование в Российской Федерации // Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 01.03.2020). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
Статья 79. Организация получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья // Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 01.03.2020). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года: Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 (ред. от 19.07.2018). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
Семаго М. М., Семаго Н. Я., Дмитриева Т. П. Инклюзивное образование: от методологической модели к практике // Вестник Московского городского педагогического университета. 2010. № 4. С. 81-91.
Создание и апробация модели психолого-педагогического сопровождения инклюзивной практики / ред. С. В. Алехина, М. М. Семаго. М.: МГППУ, 2012. 156 с.
Айсмонтас Б. Б., Одинцова М. А. Социально-психологическое сопровождение студентов с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья // Психологическая наука и образование. 2017. Т. 22. № 1. URL: http://psyjournals.ru/files/85994/pno_n1_2017_aismontas_odintsova.pdf (дата обращения: 12.12.2019).
Личностная шкала проявлений тревоги (Дж. Тейлор, адаптация Т. А. Немчина) // Диагностика эмоционально-нравственного развития / сост. и ред. И. Б. Дерманова. СПб.: Речь, 2002. 171 с.
Фетискин Н. П., Козлов В. В., Мануйлов Г. М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. М., 2002. 490 с.
Козловская С. Н., Медведева Е. В. Практикум по конфликтологии. Магнитогорск, 2004. 289 с.
Прихожан А. М. Психология тревожности: дошкольный и школьный возраст. СПб.: Питер, 2007. 192 с.
Лизунова Г. Ю., Таскина И. А. Профилактика суицидального поведения детей и подростков в образовательных учреждениях. Горно-Алтайск: РИО ГАГУ, 2014. 134 с.
Купреева О. И. Особенности психологического сопровождения студентов с ограниченными возможностями здоровья. URL: https://psyjournals.ru/inclusive_edu/issue/44241_full.shtml (дата обращения: 12.12.2019).
Лизунова Г. Ю., Таскина И. А. Психолого-педагогическое сопровождение детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях образовательной организации // Ценностные ориентации молодежи в условиях модернизации современного общества. Горно-Алтайск: РИО ГАГУ, 2017. С. 312-317.
Фоминых Е. С. Психолого-педагогическое сопровождение девиктимизации студента-инвалида в профессионально-образовательной среде // Психология: актуальные проблемы и тенденции развития: материалы междунар. науч.-практ. конф. Борисоглебск: ООО «Кристина», 2012. С. 69-76.
Михайлова Т. А. Социально-педагогическое сопровождение студентов с особыми адаптивными возможностями в процессе получения среднего профессионального образования. М., 2008. 205 с.