ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПРОФИЛАКТИКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ

Авторы

  • Галина Степановна Корытова Томский государственный педагогический университет

DOI:

https://doi.org/10.37386/2413-4481-2020-1-58-64

Ключевые слова:

эмоциональное выгорание, психопрофилактика, педагогические работники, образовательная среда

Аннотация

В статье определены психолого-педагогические условия профилактики эмоционального выгорания в профессиональной педагогической деятельности. Обсуждаются результаты апробации психопрофилактической программы, направленной на предупреждение выгорания у участников балинтовской группы педагогов.

Биография автора

Галина Степановна Корытова, Томский государственный педагогический университет

доктор психологических наук, профессор, зав. кафедрой психологии развития личности

Библиографические ссылки

асилюк Ф. Е. Психология переживания: Анализ преодоления критических ситуаций. М.: МГУ, 1984. 200 с.

Бойко В. В. Синдром эмоционального выгорания в профессиональном общении. СПб: Сударыня, 1999. 32 с.

Корытова Г. С. Эмоциональное выгорание как проявление защитного поведения в профессиональной деятельности // Фундаментальные исследования. 2005. № 4. С. 29-32.

Корытова Г. С. Совладание с психологическим стрессом в профессиональной педагогической деятельности: монография. Иркутск: Иркутский государственный педагогический университет, 2009. 363 с.

Poulin J., Walter C. Social worker burnout: a longitudinal study // Research and Abstracts. 1993. V. 29. Is. 4. P. 5-11.

Buunk B., Hoorens V. Social support and stress // British journal of clinical psychology. 1992. V. 31. P. 445-457.

Freudenberger H. Staff burn-out // Journal of social issues. 1974. V. 30. P. 159-165.

Водопьянова Н. Е., Старченкова Е. С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. СПб.: Питер, 2005. 336 с.

Орел В. Е. Синдром психического выгорания личности. М.: Институт психологии РАН, 2005. 329 с.

Maslach C., Jackson S. The measurement of experienced burnout // Journal of Occupational Behavior. 1981. V. 2. P. 99-113.

Форманюк Т. В. Синдром «эмоционального сгорания» как показатель профессиональной дезадаптации учителя // Вопросы психологии. 1994. № 6. С. 57-64.

Корытова Г. С., Никифорова Н. А. Профессиональное становление личности педагога: проблемное поле и концептуальные модели // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2015. № 1 (154). С. 9-15.

Сирота Н. А., Ялтонский В. М. Профилактика наркомании у подростков: от теории к практике. М.: Генезис, 2001. 216 с.

Винокур В. А., Кремлева О. В. Балинтовские группы и супервизия в подготовке специалистов, работающих с людьми. СПб.: Санкт-Петербургская академия МВД России, 1998. 83 с.

Опубликован

2020-04-15

Выпуск

Раздел

Психологические науки: Педагогическая психология