ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАНЦЕВ РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Авторы

  • Евгения Александровна Аввакумова Алтайский государственный педагогический университет

DOI:

https://doi.org/10.37386/2413-4481-2020-2-25-28

Ключевые слова:

функциональная грамотность, PISA, русский язык как иностранный, сплошной и несплошной текст, инофоны

Аннотация

В статье представлены приемы формирования функциональной грамотности у иностранцев, изучающих русский язык. Функциональная грамотность - актуальный на сегодняшний день термин как в школьном образовании, так и в вузовском. Однако при обучении русскому языку как иностранному в стандартах и программах формирование функциональной грамотности пока не учитывается. Но опыт обучения иностранцев показывает, что это необходимая компетенция, которая помогает инофонам не только выучить иностранный язык, но и быстрее адаптироваться в другой стране. В статье представлены 2 текста и задания к ним, формирующие функциональную грамотность.

Биография автора

Евгения Александровна Аввакумова, Алтайский государственный педагогический университет

кандидат филологических наук, доцент, зав. кафедрой общего и русского языкознания

Библиографические ссылки

Каспаржак А. Г. Новый взгляд на грамотность // Русский язык: приложение к газете «Первое сентября». 2005. № 15. С. 8-12.

Ковалева Г. С., Красновский Э. А. Новый взгляд на грамотность // Русский язык: приложение к газете «Первое сентября». 2005. № 14. С. 2-11.

Сурмава Н. Р. Эволюция понятия «функциональная грамотность» в педагогической теории и практике // Вестник Московского гуманитарно-экономического института. М.: Московский гуманитарно-экономический университет, 2014. С. 22-27.

Леонтьев А. А. Педагогика здравого смысла. М.: Смысл, 2016. 528 с.

Формирование функциональной грамотности: сборник задач по русскому языку. 8-11 классы / С. В. Богомазова, Н. В. Володько и др. М., 2018. 190 с.

Моисеенко И. М., Мальцева-Замковая Н. В. Совершенствование функциональной грамотности на уроках русского языка в условиях иноязычного окружения // Языковое и литературное образование в современном обществе - 2016. СПб., 2016. С. 259-267.

Тарева Е. Г. Обучение французскому языку как второму иностранному: к вопросу о функциональной грамотности // Человек. Язык. Время: материалы XVII конференции школы-семинара им. Л. М. Скрелиной с международным участием. М., 2015. С. 362-367.

Загребельная М. Мой русский друг: начальный курс русского языка с иллюстрациями. СПб., 2011. 143 с.

Соосаар Н., Замковая Н. Интерактивные методы преподавания. Настольная книга преподавателя. СПб., 2004. 188 с.

Курлова И. В. Начинаем читать по-русски. М.: Русский язык. Курсы, 2008. 112 с.

Опубликован

2020-06-04

Выпуск

Раздел

Педагогические науки: Теория и методика профессионального образования