ОСОБЕННОСТИ МОТИВАЦИИ САМОРЕАЛИЗАЦИИ ЧЕЛОВЕКА В ТВОРЧЕСТВЕ У СТУДЕНТОВ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ

Авторы

  • Елена Прокопьевна Федорова Московский педагогический государственный университет
  • Татьяна Юрьевна Артюхова Сибирский федеральный университет

DOI:

https://doi.org/10.37386/2413-4481-2020-3-72-76

Ключевые слова:

творчество, креативность, мотивация, глубинные мотивы, самопознание, саморазвитие, самореализация, смысл, личностный смысл, ценность творчества, контент-анализ

Аннотация

В статье представлены некоторые результаты исследования мотивации самореализации в творчестве студентов, получающих художественно-педагогическое образование и занимающихся творчеством. Утверждается, что самореализация в творчестве носит полимотивированный характер. По данным исследования, самореализация определяется доминированием ведущих мотивов, смыслами и ценностями творчества. В рамках исследования с помощью метода контент-анализа выделены шесть основных мотивов. Выявлено преобладание глубинных внутренних мотивов самореализации в творчестве, среди которых «творчество как смысл жизни и ценность», «творчество как самопознание», «творчество как понимание себя», «творчество как выбор жизненного пути, самоопределение», «саморазвитие в творчестве».

Биографии авторов

Елена Прокопьевна Федорова, Московский педагогический государственный университет

кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры психологической антропологии

Татьяна Юрьевна Артюхова, Сибирский федеральный университет

кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры психологии развития и консультирования

Библиографические ссылки

Барышева Т. А., Гогоберидзе А. Г., Савинова Л. Ю. Психология креативности и педагогика творчества в подготовке магистра // ALMA MATER (Вестник высшей школы). 2020. № 2. С. 49-54.

Попова М. С. Проектная деятельность как средство развития творческой активности студентов вуза // Психолого-педагогический журнал «Гаудеамус». 2017. № 3. С. 101-103.

Варламова Е. П., Степанов С. Ю. Психология творческой уникальности человека. М.: Институт психологии РАН, 2002. 256 с.

Выготский Л. С. Конкретная психология человека // Психология развития человека. М.: Смысл: Эксмо, 2005. 1136 с.

Пономарев Я. А. Исследование творческого потенциала человека // Вопросы психологии. 1991. Т. 12, № 1. С. 3-12.

Пономарев Я. А. Психология творчества. М., 1976. 302 с.

Богоявленская Д. Б. Психология творческих способностей: монография. Самара: Изд. дом «Федоров», 2009. 416 с.

Клочко В. Е., Галажинский Э. В. Самореализация личности: системный взгляд. Томск: Изд-во ТГУ, 1999. 154 с.

Богоявленская Д. Б. «Субъект деятельности» в проблематике творчества // Вопросы психологии. 1999. № 2. С. 35-41.

Маслоу А. Психология бытия. М.: Ваклер, 1997. 304 с.

Леонтьев Д. А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. М.: Смысл, 2007. 512 с.

Клочко В. Е. Смысловая обусловленность креативного акта: системно-антропологический контекст // Сибирский психологический журнал. 2014. Вып. 53. С. 6-20.

Логинова И. О. Концептуальные основания теории жизненного самоосуществления человека: продолжение идей системной антропологической психологии // Вестник Алтайского государственного педагогического университета. 2017. № 2 (31). С. 73-77.

Артемьева О. А. Качественные и количественные методы исследования в психологии. Иркутск: Изд-во ИГУ, 2012. 143 с.

Опубликован

2020-09-24

Выпуск

Раздел

Психологические науки: Педагогическая психология