РОЛЬ ВНУТРИПАРНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В РАЗВИТИИ САМОСОЗНАНИЯ БЛИЗНЕЦОВ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Авторы

  • Анна Сергеевна Кузьмина Алтайский государственный университет
  • Екатерина Сергеевна Прайзендорф Алтайский государственный университет

DOI:

https://doi.org/10.37386/2413-4481-2021-1-58-62

Ключевые слова:

cамосознание, дошкольники, близнецы, зиготность, близнецовая ситуация развития, социальная ситуация развития, сотрудничество, соперничество, деятельность, развитие

Аннотация

В статье раскрывается роль близнецовой ситуации и внутрипарного взаимодействия близнецов в развитии самосознания в дошкольном возрасте. Близнецовая ситуация понимается как особая социальная ситуации развития, которая определяет формирование личности близнецов. Близнецовая ситуации связана с появлением особых внутрипарных взаимодействий, которые определяют развитие самосознания дошкольника. В парах ди- и монозиготных близнецов возможен различный характер внутрипарного взаимодействия, которой взаимосвязан с развитием самосознания дошкольников. Для дизиготных близнецов более характерно соперничество, а для монозиготных близнецов - сотрудничество.

Биографии авторов

Анна Сергеевна Кузьмина, Алтайский государственный университет

кандидат психологических наук, доцент кафедры клинической психологии института психологии

Екатерина Сергеевна Прайзендорф, Алтайский государственный университет

аспирант кафедры общей и прикладной психологии института психологии

Библиографические ссылки

Морозова Т. Б. Особенности работы с детьми близнецами // Народное образование. 2009. № 1. С. 10-18.

Божович Л. И. Этапы формирования личности в онтогенезе // Вопросы психологии. 1978. № 4. С. 23-25.

Выготский Л. С. Детская психология. М., 1984. Т. 4. 433 c.

Эльконин Д. Б. Детская психология. М., 2007. 384 с.

Allen M., Pollln W., Hoffer A. Parental, birth and infancy factors in infant twin development. Am. J. Psychiatry, 1971. V. 127. P. 1597-1604.

Miliora, M.T. “Losers” and “winners” within an intertwine dyad: a case of a twinship, selfobject relationships of a twin // Clinical Social Work Journal. 2003. № 31 (3). P. 263-274.

Lander I. Using family attachment narrative therapy to heal the wounds of twinship: a case study of an 11-year-old boy // Child Adolescence Social Work Journal. 2008. № 25. P. 367-383.

Plomin R., Willerman L., Loehlin J. Resemblance in appearace and the equal environments assumption in twin studies of personality traits // Behav. Genet. 1976. 2009. V. 6, № 1. P. 43-52.

Stewart E. Towards the social analysis of twinship // British Journal of Sociology. 2000. № 51 (4). P. 719-737.

Anastasy A. Differential psychology: Individual and group differences in behavior. N. Y., 1958. 664 p.

Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб., 2005. 712 с.

Шелкунова Т. В. Особенности развития самосознания в старшем дошкольном возрасте // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 60-2. С. 478-480.

Урунтаева Г. А., Афонькина Ю. А. Практикум по детской психологии. М., 1995. 291 с.

Зеленина Н. Ю. Развитие самоотношения у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья: дис. … канд. психол. наук. Москва, 2011. 184 с.

Загрузки

Опубликован

2021-03-23

Выпуск

Раздел

Психологические науки: Педагогическая психология