РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИЙ ПОДХОД

Авторы

  • Галина Леонидовна Парфенова Алтайский государственный педагогический университет

DOI:

https://doi.org/10.37386/2413-4481-2021-2-65-70

Ключевые слова:

личность, развитие, культурно-исторический подход, иследовательская деятельность, исследовательские способности

Аннотация

В статье рассмотрен ряд позиций культурно-исторического подхода Л.С. Выготского, объясняющих внутренние механизмы влияния исследовательской деятельности на развитие высших психических функций и личностных качеств ребенка. Показывается значение исследовательской деятельности в развитии субъектной позиции ребенка, гармонизации его отношений со взрослым.

Биография автора

Галина Леонидовна Парфенова, Алтайский государственный педагогический университет

кандидат психологических наук, доцент, кафедра психологии

Библиографические ссылки

Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: учебник. М.: Академия, 2004. 452 с.

Митина Г. В. Феноменология личностного развития младшего школьника как основа психолого-педагогического сопровождения // Гуманитарные исследования в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. 2010. № 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/fenomenologiya-lichnostnogo-razvitiya-mladshego-shkolnika-kak-osnova-psihologo-pedagogicheskogo-soprovozhdeniya (дата обращения: 28.04.2021).

Marginson S., Anh Dang T. K. Vygotsky’s sociocultural theory in the context of globalization // Asia Pacific Journal of Education. 2016. № 37 (1). URL: https://www.researchgate.net/publication/308084838_Vygotsky’s_sociocultural_theory_in_the_context_of_globalization (дата обращения: 28.04.2021).

Wells G. The complementary contributions of Halliday and Vygotsky to a “language-based theory of learning” // Linguistics and Education. 1994. Vol. 6, Issue 1. P. 41-90. URL: https://www.sciencedirect.com/science/article/abs/pii/0898589894900213 (дата обращения: 28.04.2021).

Wertsch J. V. Vygotsky and the Social Formation of Mind. James V. Wertsch. URL: https://www.researchgate.net/publication/264648151 (дата обращения: 28.04.2021).

Zavershneva E., van der Veer R. Vygotsky and the Cultural-Historical Approach to Human Development. URL: https://oxfordre.com/psychology/view/10.1093/acrefore/9780190236557.001.0001/acrefore-9780190236557-e-522 (дата обращения: 28.04.2021).

Обухов А. С. Развитие исследовательской деятельности учащихся. М.: Национальный книжный центр, 2015. 280 с.

Подъяков А. Н. Исследовательское поведение. Стратегии познания, противодействие, конфликт. М.: Национальное образование, 2016. 301 с.

Савенков А. И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению. М.: Ось-89, 2006. 480 с.

Кравцова Е. Е. Неклассическая психология Л. С. Выготского // Национальный психологический журнал. 2012. № 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/neklassicheskaya-psihologiya-l-s-vygotskogo (дата обращения: 28.04.2021).

Кравцов Г. Г. Культурно-исторический подход в психологии: категория развития // Вестник РГГУ. Сер.: Психология. Педагогика. Образование. 2009. № 7. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kulturno-istoricheskiy-podhod-v-psihologii-kategoriya-razvitiya-1 (дата обращения: 28.04.2021).

Выготский Л. С. Собрание сочинений: в 6 т. / под ред. А. М. Матюшкина. М.: Педагогика, 1983. Т. 3. 368 с.

Большунова Н. Я., Устинова О. А. Детский конфликт: причины, последствия и возможности разрешения в контексте детской субкультуры // Сибирский педагогический журнал. 2017. № 6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/detskiy-konflikt-prichiny-posledstviya-i-vozmozhnosti-razresheniya-v-kontekste-detskoy-subkultury/viewer (дата обращения: 28.04.2021).

Большунова Н. Я., Устинова О. А. «Вопросчивость» и «ответчивость» как внутренняя работа развития образа Я // Челпановские чтения - 2016: Диалог научных школ Психологического института: Л. С. Выготский, Б. М. Теплов, Г. И. Челпанов: сборник науч. материалов всероссийской научно-практической конференции. Москва, 15 ноября 2016. Вып. 8. М.; СПб.: Нестор-История, 2016. С. 341-354.

Большунова Н. Я. Развитие характера в детском и юношеском возрасте // Вестник БГУ. Образование. Личность. Общество. 2012. № 5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-haraktera-v-detskom-i-yunosheskom-vozraste (дата обращения: 28.04.2021).

Загрузки

Опубликован

2021-06-10

Выпуск

Раздел

Психологические науки: Педагогическая психология