РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИЙ ПОДХОД
DOI:
https://doi.org/10.37386/2413-4481-2021-2-65-70Ключевые слова:
личность, развитие, культурно-исторический подход, иследовательская деятельность, исследовательские способностиАннотация
В статье рассмотрен ряд позиций культурно-исторического подхода Л.С. Выготского, объясняющих внутренние механизмы влияния исследовательской деятельности на развитие высших психических функций и личностных качеств ребенка. Показывается значение исследовательской деятельности в развитии субъектной позиции ребенка, гармонизации его отношений со взрослым.Библиографические ссылки
Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: учебник. М.: Академия, 2004. 452 с.
Митина Г. В. Феноменология личностного развития младшего школьника как основа психолого-педагогического сопровождения // Гуманитарные исследования в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. 2010. № 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/fenomenologiya-lichnostnogo-razvitiya-mladshego-shkolnika-kak-osnova-psihologo-pedagogicheskogo-soprovozhdeniya (дата обращения: 28.04.2021).
Marginson S., Anh Dang T. K. Vygotsky’s sociocultural theory in the context of globalization // Asia Pacific Journal of Education. 2016. № 37 (1). URL: https://www.researchgate.net/publication/308084838_Vygotsky’s_sociocultural_theory_in_the_context_of_globalization (дата обращения: 28.04.2021).
Wells G. The complementary contributions of Halliday and Vygotsky to a “language-based theory of learning” // Linguistics and Education. 1994. Vol. 6, Issue 1. P. 41-90. URL: https://www.sciencedirect.com/science/article/abs/pii/0898589894900213 (дата обращения: 28.04.2021).
Wertsch J. V. Vygotsky and the Social Formation of Mind. James V. Wertsch. URL: https://www.researchgate.net/publication/264648151 (дата обращения: 28.04.2021).
Zavershneva E., van der Veer R. Vygotsky and the Cultural-Historical Approach to Human Development. URL: https://oxfordre.com/psychology/view/10.1093/acrefore/9780190236557.001.0001/acrefore-9780190236557-e-522 (дата обращения: 28.04.2021).
Обухов А. С. Развитие исследовательской деятельности учащихся. М.: Национальный книжный центр, 2015. 280 с.
Подъяков А. Н. Исследовательское поведение. Стратегии познания, противодействие, конфликт. М.: Национальное образование, 2016. 301 с.
Савенков А. И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению. М.: Ось-89, 2006. 480 с.
Кравцова Е. Е. Неклассическая психология Л. С. Выготского // Национальный психологический журнал. 2012. № 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/neklassicheskaya-psihologiya-l-s-vygotskogo (дата обращения: 28.04.2021).
Кравцов Г. Г. Культурно-исторический подход в психологии: категория развития // Вестник РГГУ. Сер.: Психология. Педагогика. Образование. 2009. № 7. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kulturno-istoricheskiy-podhod-v-psihologii-kategoriya-razvitiya-1 (дата обращения: 28.04.2021).
Выготский Л. С. Собрание сочинений: в 6 т. / под ред. А. М. Матюшкина. М.: Педагогика, 1983. Т. 3. 368 с.
Большунова Н. Я., Устинова О. А. Детский конфликт: причины, последствия и возможности разрешения в контексте детской субкультуры // Сибирский педагогический журнал. 2017. № 6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/detskiy-konflikt-prichiny-posledstviya-i-vozmozhnosti-razresheniya-v-kontekste-detskoy-subkultury/viewer (дата обращения: 28.04.2021).
Большунова Н. Я., Устинова О. А. «Вопросчивость» и «ответчивость» как внутренняя работа развития образа Я // Челпановские чтения - 2016: Диалог научных школ Психологического института: Л. С. Выготский, Б. М. Теплов, Г. И. Челпанов: сборник науч. материалов всероссийской научно-практической конференции. Москва, 15 ноября 2016. Вып. 8. М.; СПб.: Нестор-История, 2016. С. 341-354.
Большунова Н. Я. Развитие характера в детском и юношеском возрасте // Вестник БГУ. Образование. Личность. Общество. 2012. № 5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-haraktera-v-detskom-i-yunosheskom-vozraste (дата обращения: 28.04.2021).