КОНФЛИКТЫ В ПРОЦЕССЕ АДАПТАЦИИ У СТУДЕНТОВ-ПЕРВОКУРСНИКОВ В ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ
DOI:
https://doi.org/10.37386/2413-4481-2021-4-51-57Ключевые слова:
студенты, адаптация в образовании, конфликты в образовании, высшее образование, профилактика конфликтовАннотация
Цель исследования - выявить уровень конфликтности в период адаптации и определить возможные факторы повышенной конфликтности среди студентов первого курса бакалавриата. В течение двух лет авторы проводили опрос в вузах Москвы. Адаптация для студентов характеризуется повышением тревожности, изменениями в ответственности за свои действия. При дистанционном начале первого курса процесс адаптации сглаживался, конфликтность уменьшилась. Первокурсники проходили обучение в привычной для себя среде. Актуальность профилактики конфликтов в период адаптации приобретает значение при внедрении смены специальности после второго курса, развитии индивидуальных траекторий обучения.Библиографические ссылки
Голынчик Е. О., Батхина А. А. Стратегии поведения в межличностном конфликте у студентов: кросс-культурное сравнение // Психологические исследования. 2017. Т. 10, № 53. С. 12.
Судакова Т. Г., Полатиди К. О. Конфликты в студенческом коллективе вуза // Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история. 2015. № 44-45. С. 45-50.
Стегний В. Н., Пучков А. А. Конфликтность как характеристика качества управления образовательным процессом // Высшее образование в России. 2012. № 5. С. 122-126.
Игнатова Е. С. Проблема выявления факторов возникновения конфликтов между преподавателями и студентами // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2011. № 3. С. 271-281.
Студент как субъект конфликтов в сфере высшего образования: коллективная монография / И. С. Миллер, А. С. Константинова, Д. С. Чекменев, И. А. Чумак. Ставрополь: Ставролит, 2014. - 232 с.
Чернышова В. Н. Этнопсихологические аспекты превенции межэтнических конфликтов в образовательной межэтнической среде // Вестник Российского нового университета. Сер.: Человек в современном мире. 2014. № 1. С. 41-44.
Добряк С. Ю. Динамика психологической адаптации курсантов на первом и втором году обучения в военном вузе: дис. … канд. психол. наук. СПб., 2004. 202 с.
Шолохова Г. П., Чикова И. В. Адаптация первокурсников к условиям обучения в вузе и ее психолого-педагогические особенности // Вестник Оренбургского государственного университета. 2014. № 3 (164). С. 103-107.
Щербаков С. В., Лев Я. Б., Ожогова Е. Г. Сопровождение адаптации студентов первого курса к обучению в вузе // Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования. 2018. № 3 (20). С. 167-170.
Миллер И. С. Студент как субъект конфликта: некоторые прикладные следствия анализа картины студенческой саморефлексии // Общество: социология, психология, педагогика. 2015. № 1. С. 23-28.
Игнатова Е. С. Проблема выявления факторов возникновения конфликтов между преподавателями и студентами // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2011. № 3. С. 271-281.
Москвичева Н. Л. Психолого-педагогические аспекты конфликтов в образовательной среде вуза // Ученые записки Санкт-Петербургского государственного института психологии и социальной работы. 2009. Т. 11, № 1. С. 36-39.
Молокова О. А. Психологическая диагностика адаптации студентов к обучению в вузе // Образование и наука. 2014. № 10 (129). С. 146-156.
Федотова Д. А., Шичанина Е. А. Актуальные проблемы современного студенчества // 77-я студенческая межрегиональная научно-практическая конференция «Молодые ученые - здравоохранению». 2016. Т. 6, № 5. URL: https://medconfer.com/node/6961 (дата обращения: 18.10.2021).
Correlation between the choice of university and admission standards / E. E. Jukova, L. V. Vasyutkina, I. N. Chernykh, A. A. Vasyutkina // Journal of Advanced Research in Dynamical and Control Systems. 2020. Vol. 12, № S3. P. 1238-1244. DOI 10.5373/JARDCS/V12SP3/20201372.
Титкова Л. С. Внутригрупповая конфликтность студентов современных российских вузов и факторы, влияющие на нее (по материалам социологического исследования вузов Приморского края): автореф. … канд. социол. наук. Владивосток, 2004.
Tarazona M., Rosenbusch C. Refining measurements of social and academic integration: lessons from a German University of Applied Sciences // Tertiary education and management. 2019. Vol. 25, № 3. P. 239-253. DOI 10.1007/s11233-019-09025-0.
Melendez M. C. The Influence of Residential Status on the Adjustment to College at Four Urban Universities // Journal of college student retention - research theory & practice. 2019. Vol. 20, № 4. P. 437-454. DOI 10.1177/1521025116678853.
Academic Expectations Questionnaire: A Proposal for a Short Version / J. R. Casanova L.S. Almeida, F. Peixoto, R. B. Ribeiro, J. Maroco // Sage open. 2019. Vol. 9, № 1, number of article 2158244018824496. DOI 10.1177/2158244018824496.
Attachment as a predictor of university adjustment among freshmen: evidence from a Malaysian public university / W. Wider, M. Mustapha, M. Halik, F. Bahari // Malaysian journal of learning and instruction. 2017. Vol. 14, № 1. Р. 111-144.
Rubin M. Social Class Differences in Social Integration among Students in Higher Education: A Meta-Analysis and Recommendations for Future Research // Journal of diversity in higher education. 2012. Vol. 5, № 1. Р. 22-38. DOI 10.1037/a0026162.
Cheng Y. C., Cheung A. C. K., Ng S. W. Internationalization of Higher Education: The Case of Hong Kong. Dordrecht. Springer, 2016. 210 p. DOI 10.1007/978-981-287-667-6.
Extracurricular work in modern vocational education under the programs of development, socialization and students’ health preservation / M. S. Baynova, E. A. Vetrova, E. E. Kabanova, P. V. Palehova, A. V. Petrov // Perspektivy nauki i obrazovania - Perspectives of Science and Education. 2019. Vol. 41 (5). P. 86-97. DOI 10.32744/pse.2019.5.7.
Rudakovskaya M. G., Sulyagina J. O. “What are the reasons for the joy and complaint of a first-year student?”: analysis of students’ answers to open questions of the questionnaire // Contemporary Problems of Social Work. 2019. № 5 (4). P. 109-119. URL: https://doi.org/10.17922/2412-5466-2019-5-4-109-118 (дата обращения: 18.10.2021).
Глухова А. В., Красова Е. Ю. Конфликты в студенческой среде: проблемы диагностики и урегулирования // Вестник ВГУ. Сер.: Гуманитарные науки. 2003. № 1. С. 48-65.