МАЙНОР (ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ УЧЕБНЫЙ ЦИКЛ) В СИСТЕМЕ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГОВ
DOI:
https://doi.org/10.37386/2413-4481-2022-1-36-43Ключевые слова:
непрерывное образование, педагогическое образование, подготовка учителей, дизайн образовательной программы, майнорАннотация
Статья посвящена анализу опыта проектирования и реализации программы дополнительной специализации (майнор) по педагогике в классическом университете. Автор описывает организационно-педагогический и содержательный замысел майнора «Мастерство преподавания в цифровую эпоху». Предлагаемая модель дополнительного учебного цикла диверсифицирует возможности входа молодых людей в учительскую профессию, формирует базовый уровень педагогических компетенций для будущих учителей, вузовских преподавателей и научных сотрудников. В основе разработанной образовательной программы лежат идеи гуманитарно-личностного подхода к обучению, в рамках которого ведущая роль отводится образовательным событиями и разнообразным педагогическим практикам, а деятельность учения проектируется вокруг рефлексии обретаемого опыта овладения педагогическими техниками, приемами, навыками целеполагания и проектирования деятельности современного педагога.Библиографические ссылки
Молодой Петербургский учитель: перспективы и проблемы вхождения в профессию / Г. Р. Ахтиева, О. Б. Даутова, М. Г. Ермолаева [и др.]; под науч. ред. А. Н. Шевелева. СПб.: Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования, 2020. 219 с.
Шеянова А. В. Проблемы и условия профессиональной адаптации начинающего учителя // Учитель и время. 2018. № 13. С. 306-316.
Мешкова И. В. Трудности реализации жизненных планов молодых учителей в условиях современной школы // Инновации в профессиональном и профессионально-педагогическом образовании: материалы 23-й Международной научно-практической конференции. Екатеринбург, 24-25 апреля 2018 года / под науч. ред. Е. М. Дорожкина, В. А. Федорова. Екатеринбург: Российский государственный профессионально-педагогический университет, 2018. С. 406-408.
Каспржак А. Г. Институциональные тупики российской системы подготовки учителей // Вопросы образования. 2013. № 4. С. 255-277.
Баязитова Г. Р., Федоров О. Д. Выявление составляющих психологической компетентности будущего учителя // Современное педагогическое образование. 2021. № 5. С. 267-270.
Федоров О. Д. «Учитель для России»: система ценностей // Образовательная политика. 2019. № 3 (79). С. 122-130.
Федоров О. Д. Фундаментальные основы современного постдипломного педагогического образования // Сибирский учитель. 2021. № 4 (137). С. 33-39.
Sternberg R. J.Interdisciplinary Problem-Based Learning: An Alternative to Traditional Majors and Minors // Liberal Education. 2008. Т. 94, № 1. С. 12-17.
Xiaodong S. X. L. Brief Review of Minor System of American Universities // Research In Higher Education. 2002. Т. 3. P. 246-261.
Wen H., Dai J. Innovative Practice and Promotion Countermeasures of Micro-major in Chinese Universities. URL: http://dx.doi.org/10.17762/converter.147 (дата обращения: 14.02.2022).
Mou L. The Liberal Arts Curriculum in China’s Former Christian Universities // International Journal of Chinese Education. 2020. Т. 9, № 1. С. 25-46.
Богатырев А. И. Концепция и теоретическая модель майнора «основы медиакультуры» // Человек в мире культуры. 2016. № 2. С. 23-26.
Индивидуальные образовательные траектории студентов в зарубежных и российских университетах / Е. В. Строгецкая, Е. А. Пашковский, И. Б. Бетигер [и др.] // Информация - Коммуникация - Общество. 2020.Т. 1. С. 235-241.
Чикова О. А. Цифровая трансформация содержания педагогического образования // Отечественная и зарубежная педагогика. 2020. Т. 2, № 3 (73). С. 22-39.
Седова Н. С. Опыт реализации системы майноров в бакалавриате национального исследовательского университета «высшая школа экономики» // Общество и образование в XXI веке: опыт, традиции, перспективы (Седьмые Лозинские чтения): материалы Международной научно-методической конференции. Псков, 24-28 апреля 2017 г. Псков: Псковский государственный университет, 2017. С. 124-128.
Ульянина О. А. Компетентностный подход в научной парадигме российского образования // Психолого-педагогические исследования. 2018. Т. 10, № 2. С. 135-147.
Сериков В. В. Образование и личность: Теория и практика проектирования образовательных систем. М.: Логос, 1999.
Теоретические основы содержания общего среднего образования / [М. Н. Скаткин, В. С. Цетлин, В. В. Краевский и др.]; под ред. В. В. Краевского, И. Я. Лернера. М.: Педагогика, 1983. 352 с.
Журавлева О. Н., Полякова Т. Н. Гуманитарность как методологический принцип обновления содержания современного образования // Человек и образование. 2009. № 1 (18). С. 9-13.
Каспржак А. Г., Калашников С. П. Приоритет образовательных результатов как инструмент модернизации программ подготовки учителей // Психологическая наука и образование. 2014. Т. 19, № 3. С. 87-104.
Российские педагоги в зеркале международного сравнительного исследования педагогического корпуса (TALIS 2013) / под ред. Е. Ленской, М. Пинской. М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2015. 36 с.
Казакова Е. И, Сатановская Е. М., Федоров О. Д. Эволюция педагога: новый ролевой набор // Образовательная политика. 2019. № 3 (79). С. 76-87.