СПЕЦИФИКА НАРОДНИЧЕСКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ В ИСТОРИИ РОССИИ
DOI:
https://doi.org/10.37386/2413-4481-2022-3-87-91Ключевые слова:
народничество, народники, народная педагогика, теория естественного воспитания, земская школа, либерализм, консерватизмАннотация
Образование и воспитание человека для народников были главными факторами прогрессивного развития. Педагоги-народники повлияли на становление мировоззрения русских ученых второй половины ХIХ в., которые выявили закономерности развития российского общества. В основание педагогической системы ими была положена идея народности. Воспитание в российском обществе, по убеждению народников, не связано с той средой, в которой человек рожден и для которой предназначен. Естественная несоразмерность между чувственным и рациональным в развитии организма порождает неразрешимые противоречия. Система образования выстраивается на основе ментальности русского народа. Образование человека народники представляли как возвращение к своему первоначальному «Я». Образование должно было развивать самосознание и социальную ответственность народа.Библиографические ссылки
Что нужно народу? // Колокол. 1861. № 102. С. 853-860.
Артемов В. М. М. А. Бакунин: к свободе через образование // Социально-политический журнал. 1995. № 4. С. 117-128.
Виленская Э. С. Революционное подполье в России (60-е годы XIX в.). М.: Наука, 1965. С. 212.
Мокшин Г. Н. Эволюция идеологии легального народничества в последней трети XIX - начале XX вв. Воронеж: Научная книга, 2010. 299 с.
Жукова О. А. Философия культуры Николая Станкевича: К вопросу о русском европеизме // Вопросы философии. 2014. № 7. С. 81-89.
Милованов К. Ю. Просветительская идеология русского народничества // Отечественная и зарубежная педагогика. 2018. Т. 2, № 4 (53). С. 37-47.
Родигина Н. Н. «Кому просвещать Сибирь?»: вопросы образования на страницах Российской журнальной прессы конца XIX - начала XX в // Сибирский педагогический журнал. 2007. № 2. С. 176-184.
Мечников Л. И. Цивилизация и великие исторические реки. М.: Прогресс: Пангея, 1995. C. 12.
Забелин И. Е. Записные книжки. 50-е годы XIX века // Российский архив: История Отечества в свидетельствах и документах XVIII-XX вв.: Альманах. М.: Студия ТРИТЭ: Рос. архив, 1994. Т. V. С. 123-138.
Федотова И. Б. Становление и развитие истории педагогики в России в середине XIX - начале XX в. // Научные проблемы гуманитарных исследований. 2011. № 1. С. 32.
Дронова Д. А., Сидоров С. В. Комплексный подход к развитию народных школ в педагогическом опыте Н. А. Корфа // Сборники конференций НИЦ «Социосфера». 2012. № 22. С. 37.
Колокольцов В. И. Отклонение. Колокольцовы в Тверской губернии. Провинциальные родословные ХIV-ХХ в. СПб.: [б. и.], 2008. Кн. 2. 136 с.
Бабарыкин Б. В. Частные училища Алтайского (горного) округа во второй половине ХIХ - начале XX в // Известия АлтГУ. 2013. № 4 (80). С. 106-109.
Катков М. Н. Избранные труды. М.: РОССПЭН, 2010. 584 с.
Герцен А. И. Избранные труды. М.: РОССПЭН, 2010. С. 327.
Материалы для биографии М. Бакунина: По архивным делам Б. б. 3-го отд-ния и Мор. м-ва / ред. и примеч. В. Полонского. М.; Пг.: Гос. изд-во, 1923-1933. Т. 3. С. 258.
Лемке М. Очерки освободительного движения 1860-х гг. СПб.: Изд-во О. Н. Поповой, 1923. С. 397.
Муромцев С. Социологические очерки // Русская мысль. 1888. № 1. С. 1-32.
Бакунин М. А. Избранные сочинения. Пг.: Голос труда, 1920. Т. 4. С. 6.