ПРОБЛЕМЫ РАЗРАБОТКИ И РЕАЛИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН В ВУЗЕ

Авторы

  • Павел Геннадьевич Воронцов Алтайский государственный медицинский университет
  • Виктор Леонидович Крайник Алтайский государственный педагогический университет

DOI:

https://doi.org/10.37386/2413-4481-2022-1-12-17

Ключевые слова:

профессиональное образование, общеобразовательные вузовские дисциплины, физическая культура, гуманитарная, этическая, нравственная культура, профессионально ориентированный подход

Аннотация

Кризисные процессы в современном российском высшем образовании привели к утрате части традиций формирования качественного профессионального образования в процессе освоения общих и специальных профессиональных дисциплин. В создавшихся условиях авторы статьи обосновывают актуальность разработки и применения общего профессионально ориентированного подхода, предусматривающего закономерное усиление профессионализации учебных вузовских дисциплин общеобразовательного профиля, формирующих гуманитарную и физическую культуру будущих специалистов.

Биографии авторов

Павел Геннадьевич Воронцов, Алтайский государственный медицинский университет

кандидат философских наук, доцент, зав. кафедрой физической культуры и здорового образа жизни

Виктор Леонидович Крайник, Алтайский государственный педагогический университет

доктор педагогических наук, профессор, зав. кафедрой спортивных дисциплин

Библиографические ссылки

Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ. URL: http://www.rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.html (дата обращения: 11.02.2022).

Современное высшее образование в условиях цивилизационного и институционального кризиса: коллективная монография / под науч. ред. Н. А. Матвеевой. Барнаул: АлтГПУ, 2021. 204 с.

Белов Д. О. Профессионально-прикладная физическая подготовка инженеров-электрификаторов железнодорожного транспорта: дис. … канд. пед. наук. Самара, 2021. 166 с.

Виленский М. Я. Физическая культура в профессионально-ценностных ориентациях студентов и процесс их формирования: методология и теория // Теория и практика физической культуры. 1999. № 11. С. 27-30.

Воронцов П. Г. Сущность, преемственность и главное назначение дисциплины «Физическая культура» в высших образовательных учреждениях // Полвека на страже здоровья детей. Барнаул: АГМУ, 2016. С.74-78.

Загорский Б. И. Профессионально-прикладная физическая подготовка в советской системе физического воспитания. М.: ГЦОЛИФК, 1981. 192 с.

Куликов В. М. Профессионально-прикладная физическая подготовка: лекция. Минск: БГТУ, 2014. 42 с.

Матухно Е. В. Профессионально-прикладная физическая подготовка: учеб. пособие. Комсомольск-на-Амуре: КнАГТУ, 2013. 97 с.

Средства профессионально-прикладной физической подготовки обучающихся профессиональных образовательных организаций: методические рекомендации для преподавателей. Тюмень: ТОГИРРО, 2016. 21 с.

Физическая культура в системе личностного и индивидуального развития: сборник научных статей. Омск: СибАДИ, 2014. 240 с.

Апресян Р. Г. Профессиональная, прикладная и практическая этики: Профессиональная этика: что и где? // Ведомости научно-исследовательского института прикладной этики. Вып. 25: Профессиональная этика. Тюмень: НИИПЭ, 2004. С. 160-181.

Бакштановский В. И., Согомонов Ю. В. Профессиональная этика // Ведомости. Вып. 14: Этос среднего класса. Тюмень: НИИПЭ, 1999. С. 152-164.

Воронцов П. Г. Формирование профессионально-нравственных качеств личности будущего врача: теоретико-методологический подход в педагогике высшей школы: монография. Барнаул: АГМУ, 2021. 223 с.

Гусейнов А. А., Карнаухова Н. Н. Размышления о прикладной этике // Ведомости научно-исследовательского института прикладной этики. Вып. 25: Профессиональная этика. Тюмень: НИИПЭ, 2004. С. 148-159.

Крайник В. Л. Взаимосвязь культуры и учебной деятельности в педагогическом процессе // Современные проблемы непрерывного образования: коллективная монография. Барнаул: АлтГПУ, 2018. С. 134-154.

Крайник В. Л. Теоретические основы культуры учебной деятельности будущего педагога: монография. Барнаул: БГПУ, 2006. 208 с.

Прикладная этика // Этика: энциклопедический словарь / под ред. Р. Г. Апресяна, А. А. Гусейнова. М.: Гардарики, 2002. С. 389.

Профессиональная этика // Словарь по этике / под ред. А. А. Гусейнова и И. С. Кона. 6-е изд. М.: Политиздат, 1989. 447 с.

Крайник В. Л., Мандаева А. Е. Содержание процесса формирования психолого-педагогической ориентации студентов // Мир науки, культуры, образования. 2018. № 4. С. 272-275.

Петровский В. А. Личность: феномен субъектности. Ростов н/Д: Феникс, 1993. 67 с.

Портнягин И. И. Воспитание интеллектуально развитой личности. Якутск: СВФУ, 2010. 168 с.

Воронцов П. Г. Профессионально ориентированный подход в вузовской педагогике (на примере физической культуры и спорта) // Философские, социологические и психолого-педагогические проблемы современного образования. Барнаул: АлтГПУ, 2021. С. 34-38.

Professional learning in education - Challenges for teacher educators, teachers and student teachers / B. De Wever, R. Vanderlinde, M. Tuytens, A. Aelterman. Gent: Academia Press, 2016. 229 pp.

Kennedy M. How does professional development improve teaching? URL: https://www.researchgate.net/publication/292675761 (дата обращения: 11.02.2022).

Загрузки

Опубликован

2022-03-05

Выпуск

Раздел

Педагогические науки: Методология и технология профессионального образования