МИФОЛОГИЧЕСКИЕ КОНСТРУКТЫ В ФОРМИРОВАНИИ ИДЕНТИЧНОСТИ И ЖИЗНЕННЫХ СТРАТЕГИЙ СТАРООБРЯДЧЕСТВА
DOI:
https://doi.org/10.37386/2413-4481-2022-2-103-107Ключевые слова:
церковный раскол, старообрядчество, старообрядческая мифология, мифологические конструкты, старообрядческая идентичность, нарративы, духовные опоры колонизации, легенда о БеловодьеАннотация
В статье рассматривается эволюция мифологии старообрядчества как фактор его религиозно-культурной идентичности. Мифотворчество старообрядцев, начавшееся легендированием и идеализацией событий ранней истории раскола, отразившихся в морально-этических характеристиках ее участников, стало неотъемлемой частью старообрядческого мировоззрения и психологического типа, одновременно претворяясь в реалистические, созидательные формы жизнедеятельности. Важнейшей из них стала колонизация Сибири, в ходе которой главным преимуществом старообрядцев оказывался их духовный потенциал, основанный на убеждении в правоте своих принципов и истинности вероучения.Библиографические ссылки
Стефаненко Т. Г. Этнопсихология. М., 1999. 320 с.
Щеглова Т. К. Культура и быт русского сельского населения юга Западной Сибири в 1930-1950-х гг.: жилище, пища, одежда, семейные и трудовые традиции: монография. Барнаул: АлтГПУ, 2018. 508 с.
Куприянова И. В. Старообрядческая мифология как фактор религиозно-культурной идентичности // XIV Конгресс антропологов и этнологов России: сб. материалов. Томск, 6-9 июля 2021 г. / отв. ред. И. В. Нам. Томск, 2021. С. 219.
Шведов В. Г., Чурзина А.А. Расселение староверов на юге Дальнего Востока в XIX - начале XXI веков // Успехи современного естествознания. 2019. № 7. С. 146-153.
Ушаров Н. П. Заметки о забайкальских старообрядцах // Сборник газеты «Сибирь». 1876. Т. 1. С. 313-333.
Душакова Н. С. В чем виноват Никон, или Роль современных нарративов о расколе в поддержании старообрядческой идентичности // Славянский мир в третьем тысячелетии. 2018. № 1-2, вып. 3. С. 12-20.
Юхименко Е. М. Историческая память старообрядчества и почитание протопопа Аввакума в Выговской поморской пустыни // Старообрядчество как историко-культурный феномен: материалы международной научно-практической конференции, 27-28 февраля 2003 г. Гомель, 2003. С. 295-298.
Головушкин Д. А. «Голгофское христианство» старообрядческого епископа Михаила (Семенова) // Вестник Русской христианской гуманитарной академии. 2014. Т. 15, вып. 3. С. 202-210.
Материалы историко-этнографической экспедиции. Алтайский район Алтайского края. 1993 г.
Шалаев [Ф. Е. Мельников]. Кто проклят? // Мельников Ф. Е. Что такое старообрядчество. Барнаул, 2007. С. 246-254.
Старицын А. Н. Курженская пустынь // Вестник церковной истории. 2009. № 3-4 (15-16). С. 191-205.
Раскол и миссионерская деятельность в благочинии № 37-го // Томские епархиальные ведомости. 1901. № 13. Миссионерский отдел. С. 23-25.
Материалы историко-этнографической экспедиции. Третьяковский район Алтайского края. 1999 г.
Прыжов И. Г. Записки о Сибири // Вестник Европы. 1882. Кн. IX. C. 291-325.
Ядринцев Н. М. На обетованных землях. (Из путешествия по Алтаю) // Сибирский сборник. Приложение к «Восточному обозрению». Научно-литературное издание / под ред. Н. М. Ядринцева. СПб., 1886. Кн. 2. С. 36-43.
Белослюдов А. Н. К истории «Беловодья» // Записки ЗСО ИРГО. Омск, 1916. Т. XXXVIII. С. 32-35.