MYTHOLOGICAL CONSTRUCTS IN THE FORMATION OF IDENTITY AND LIFE STRATEGIES OF THE OLD BELIEVERS
DOI:
https://doi.org/10.37386/2413-4481-2022-2-103-107Keywords:
church schism, Old Believers, Old Believer mythology, mythological constructs, Old Believer identity, narratives, spiritual supports of colonization, the legend of BelovodyeAbstract
The article considers the evolution of the mythology of the Old Believers as a factor in their religious and cultural identity. The myth-making of the Old Believers, which began with the legend and idealization of the events of the early history of the schism, reflected in the moral and ethical characteristics of its participants, became an integral part of the Old Believer worldview and psychological type, at the same time being transformed into realistic, creative forms of life. The most important of them was the colonization of Siberia, during which the main advantage of the Old Believers was its spiritual potential based on the conviction of the correctness of their principles and the truth of the doctrine.References
Стефаненко Т. Г. Этнопсихология. М., 1999. 320 с.
Щеглова Т. К. Культура и быт русского сельского населения юга Западной Сибири в 1930-1950-х гг.: жилище, пища, одежда, семейные и трудовые традиции: монография. Барнаул: АлтГПУ, 2018. 508 с.
Куприянова И. В. Старообрядческая мифология как фактор религиозно-культурной идентичности // XIV Конгресс антропологов и этнологов России: сб. материалов. Томск, 6-9 июля 2021 г. / отв. ред. И. В. Нам. Томск, 2021. С. 219.
Шведов В. Г., Чурзина А.А. Расселение староверов на юге Дальнего Востока в XIX - начале XXI веков // Успехи современного естествознания. 2019. № 7. С. 146-153.
Ушаров Н. П. Заметки о забайкальских старообрядцах // Сборник газеты «Сибирь». 1876. Т. 1. С. 313-333.
Душакова Н. С. В чем виноват Никон, или Роль современных нарративов о расколе в поддержании старообрядческой идентичности // Славянский мир в третьем тысячелетии. 2018. № 1-2, вып. 3. С. 12-20.
Юхименко Е. М. Историческая память старообрядчества и почитание протопопа Аввакума в Выговской поморской пустыни // Старообрядчество как историко-культурный феномен: материалы международной научно-практической конференции, 27-28 февраля 2003 г. Гомель, 2003. С. 295-298.
Головушкин Д. А. «Голгофское христианство» старообрядческого епископа Михаила (Семенова) // Вестник Русской христианской гуманитарной академии. 2014. Т. 15, вып. 3. С. 202-210.
Материалы историко-этнографической экспедиции. Алтайский район Алтайского края. 1993 г.
Шалаев [Ф. Е. Мельников]. Кто проклят? // Мельников Ф. Е. Что такое старообрядчество. Барнаул, 2007. С. 246-254.
Старицын А. Н. Курженская пустынь // Вестник церковной истории. 2009. № 3-4 (15-16). С. 191-205.
Раскол и миссионерская деятельность в благочинии № 37-го // Томские епархиальные ведомости. 1901. № 13. Миссионерский отдел. С. 23-25.
Материалы историко-этнографической экспедиции. Третьяковский район Алтайского края. 1999 г.
Прыжов И. Г. Записки о Сибири // Вестник Европы. 1882. Кн. IX. C. 291-325.
Ядринцев Н. М. На обетованных землях. (Из путешествия по Алтаю) // Сибирский сборник. Приложение к «Восточному обозрению». Научно-литературное издание / под ред. Н. М. Ядринцева. СПб., 1886. Кн. 2. С. 36-43.
Белослюдов А. Н. К истории «Беловодья» // Записки ЗСО ИРГО. Омск, 1916. Т. XXXVIII. С. 32-35.