СМЫСЛОЖИЗНЕННЫЕ ОРИЕНТАЦИИ И МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ
DOI:
https://doi.org/10.37386/2413-4481-2023-4-60-65Ключевые слова:
смысложизненные ориентации, мотив, мотивация учебной деятельности, студенчествоАннотация
В статье представлено исследование взаимосвязи смысложизненных ориентаций и мотивов учения студентов педагогического университета. Определена актуальность исследования смысложизненных ориентаций и мотивов учения современного студенчества. Проанализированы подходы к пониманию мотивации учения, определена сущность смысложизненных ориентаций и особенности их становления в период студенчества. Описаны различия в выраженности мотивов учения, специфике смысложизненных ориентаций у студентов 1-го и 4-го курсов. Приводятся сравнительные результаты исследования взаимосвязи смысложизненных ориентаций и мотивов учения у студентов 1-го и 4-го курсов.Библиографические ссылки
Национальный проект «Образование». URL: https://edu.gov.ru/national-project/about/(дата обращения: 17.07.2023).
Кон И. С. Психология юношеского возраста: (Проблемы формирования личности): учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. М.: Просвещение, 1979. 175 с.
Овчинников М. В. Динамика мотивации учения студентов педагогического вуза и её формирование: специальность 19.00.07 «Педагогическая психология»: автореф. дис. … канд. психол. наук. Екатеринбург, 2008. 26 с.
Молоканова Ю. П., Сапрыкин В. П. Динамика структуры мотивации учения студентов вуза с первого по пятый курс обучения // Педагогическое образование и наука. 2019. № 6. С. 89-94.
Рахматуллина Ф. М. Мотивационная основа учебной деятельности и познавательной активности личности // Психологическая служба в вузе: сборник статей. Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1981. С. 90-105.
Вовчик-Блакитная М. В. Мотивационный аспект развития учебной деятельности студентов // Воспитание, обучение, психическое развитие: тезисы докладов к VI Всесоюзному съезду Общества психологов СССР. М., 1983. Ч. 2.
Обласова О. В., Черникова А. А. Психологические особенности формирования ценностных ориентаций старшеклассников // Вестник Алтайского государственного педагогического университета. 2022. № 4 (53). С. 63-68.
Ценностно-смысловые ориентиры деятельности педагога в условиях цифрового общества: коллективная монография / Л. Н. Антилогова, Т. Ю. Алексеева, Н. Н. Артамонова [и др.]. Омск: Изд-во ОмГПУ, 2022. 400 с.
Каширский Д. В., Сабельникова Н. В. Личностные ценности российских и американских студентов // Психология и психотехника. 2019. № 2. С. 28-39.
Мезинов В. Н., Нехороших Н. А., Поваляева О. Н. Актуализация проблемы развития мотивации учения студентов в образовательном процессе // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2020. № 5 (148). С. 18-26.
Подымова Л. С., Подымов Н. А. Проблема личностного смысла в инновационной деятельности // Сибирский педагогический журнал. 2004. № 1. С. 74-84.
Леонова А. Б., Величковская С. Б. Дифференциальная диагностика состояний сниженной работоспособности // Психология психических состояний: сборник статей. Вып. 4 / под ред. проф. А. О. Прохорова. Казань, 2002. С. 326-343.
Гапонова С. А., Мартынова Н. А. Ценностно-мотивационные особенности студентов и тенденции их динамики // Акмеология. 2004. № 4. С. 78-84.
Чудновский В. Э. Воспитание способностей и формирование личности. М.: Знание, 1986. 80 с.
Столин В. В. Самосознание личности. М.: Издательство Московского университета, 1983. 284 с.
Леонтьев Д. А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. 2-е, испр. изд. М.: Смысл, 2003. 487 с.
Жаткина К. А. Проявление смысложизненных ориентаций в юношеском возрасте // Молодёжь и наука: сборник материалов VI Всероссийской научно-технической конференции. Красноярск: Сибирский федеральный ун-т, 2011. URL: http://conf.sfu-kras.ru/sites/mn2010/section15.html (дата обращения: 17.07.2023).
Холодкова О. Г., Черникова Е. А. Ценностное отношение к жизни у студентов с различной профессиональной направленностью // Вестник Ярославского государственного университета им. П. Г. Демидова. Серия: Гуманитарные науки. 2019. № 1 (47). С. 93-96.
Леонтьев Д. А. Тест смысложизненных ориентаций. 2-е изд. М.: Смысл, 2000. 18 с.
Методика «Ранжирование мотивов» (модификация А. А. Реана, В. А. Якунина). URL: https://infourok.ru/metodika-izucheniya-motivov-uchebnoy-deyatelnosti-modifikaciya-aareana-vyakunina-3868150.html (дата обращения: 17.07.2023).