СМЫСЛОЖИЗНЕННЫЕ ОРИЕНТАЦИИ И МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ

Авторы

  • Олеся Борисовна Дарвиш Алтайский государственный педагогический университет
  • Ольга Геннадьевна Холодкова Алтайский государственный педагогический университет

DOI:

https://doi.org/10.37386/2413-4481-2023-4-60-65

Ключевые слова:

смысложизненные ориентации, мотив, мотивация учебной деятельности, студенчество

Аннотация

В статье представлено исследование взаимосвязи смысложизненных ориентаций и мотивов учения студентов педагогического университета. Определена актуальность исследования смысложизненных ориентаций и мотивов учения современного студенчества. Проанализированы подходы к пониманию мотивации учения, определена сущность смысложизненных ориентаций и особенности их становления в период студенчества. Описаны различия в выраженности мотивов учения, специфике смысложизненных ориентаций у студентов 1-го и 4-го курсов. Приводятся сравнительные результаты исследования взаимосвязи смысложизненных ориентаций и мотивов учения у студентов 1-го и 4-го курсов.

Биографии авторов

Олеся Борисовна Дарвиш, Алтайский государственный педагогический университет

кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии

Ольга Геннадьевна Холодкова, Алтайский государственный педагогический университет

кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии

Библиографические ссылки

Национальный проект «Образование». URL: https://edu.gov.ru/national-project/about/(дата обращения: 17.07.2023).

Кон И. С. Психология юношеского возраста: (Проблемы формирования личности): учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. М.: Просвещение, 1979. 175 с.

Овчинников М. В. Динамика мотивации учения студентов педагогического вуза и её формирование: специальность 19.00.07 «Педагогическая психология»: автореф. дис. … канд. психол. наук. Екатеринбург, 2008. 26 с.

Молоканова Ю. П., Сапрыкин В. П. Динамика структуры мотивации учения студентов вуза с первого по пятый курс обучения // Педагогическое образование и наука. 2019. № 6. С. 89-94.

Рахматуллина Ф. М. Мотивационная основа учебной деятельности и познавательной активности личности // Психологическая служба в вузе: сборник статей. Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1981. С. 90-105.

Вовчик-Блакитная М. В. Мотивационный аспект развития учебной деятельности студентов // Воспитание, обучение, психическое развитие: тезисы докладов к VI Всесоюзному съезду Общества психологов СССР. М., 1983. Ч. 2.

Обласова О. В., Черникова А. А. Психологические особенности формирования ценностных ориентаций старшеклассников // Вестник Алтайского государственного педагогического университета. 2022. № 4 (53). С. 63-68.

Ценностно-смысловые ориентиры деятельности педагога в условиях цифрового общества: коллективная монография / Л. Н. Антилогова, Т. Ю. Алексеева, Н. Н. Артамонова [и др.]. Омск: Изд-во ОмГПУ, 2022. 400 с.

Каширский Д. В., Сабельникова Н. В. Личностные ценности российских и американских студентов // Психология и психотехника. 2019. № 2. С. 28-39.

Мезинов В. Н., Нехороших Н. А., Поваляева О. Н. Актуализация проблемы развития мотивации учения студентов в образовательном процессе // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2020. № 5 (148). С. 18-26.

Подымова Л. С., Подымов Н. А. Проблема личностного смысла в инновационной деятельности // Сибирский педагогический журнал. 2004. № 1. С. 74-84.

Леонова А. Б., Величковская С. Б. Дифференциальная диагностика состояний сниженной работоспособности // Психология психических состояний: сборник статей. Вып. 4 / под ред. проф. А. О. Прохорова. Казань, 2002. С. 326-343.

Гапонова С. А., Мартынова Н. А. Ценностно-мотивационные особенности студентов и тенденции их динамики // Акмеология. 2004. № 4. С. 78-84.

Чудновский В. Э. Воспитание способностей и формирование личности. М.: Знание, 1986. 80 с.

Столин В. В. Самосознание личности. М.: Издательство Московского университета, 1983. 284 с.

Леонтьев Д. А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. 2-е, испр. изд. М.: Смысл, 2003. 487 с.

Жаткина К. А. Проявление смысложизненных ориентаций в юношеском возрасте // Молодёжь и наука: сборник материалов VI Всероссийской научно-технической конференции. Красноярск: Сибирский федеральный ун-т, 2011. URL: http://conf.sfu-kras.ru/sites/mn2010/section15.html (дата обращения: 17.07.2023).

Холодкова О. Г., Черникова Е. А. Ценностное отношение к жизни у студентов с различной профессиональной направленностью // Вестник Ярославского государственного университета им. П. Г. Демидова. Серия: Гуманитарные науки. 2019. № 1 (47). С. 93-96.

Леонтьев Д. А. Тест смысложизненных ориентаций. 2-е изд. М.: Смысл, 2000. 18 с.

Методика «Ранжирование мотивов» (модификация А. А. Реана, В. А. Якунина). URL: https://infourok.ru/metodika-izucheniya-motivov-uchebnoy-deyatelnosti-modifikaciya-aareana-vyakunina-3868150.html (дата обращения: 17.07.2023).

Загрузки

Опубликован

2023-12-01

Выпуск

Раздел

Псих. науки: Педагогическая псих., психодиагностика цифр. образовательных сред