MEANINGFUL LIFE ORIENTATIONS AND MOTIVATION OF STUDENTS’ LEARNING ACTIVITIES

Authors

  • Olesya B. Darvish Altai State Pedagogical University
  • Olga G. Kholodkova Altai State Pedagogical University

DOI:

https://doi.org/10.37386/2413-4481-2023-4-60-65

Keywords:

meaningful life orientations, motive, motivation of educational activity, students

Abstract

The paper presents a study of the relationship between meaningful life orientations and learning motives of students at the pedagogical university. The relevance of the study of life-meaning orientations and motives of the teaching of modern students is determined. Approaches to understanding the motivation of learning are analyzed, the essence of meaningful life orientations and the features of their formation during the student period are determined. Differences in the severity of learning motives, the specifics of meaningful life orientations among students of the 1st and 4th courses are described. Comparative results of the study of the relationship between meaningful life orientations and learning motives among 1st and 4th year students are presented.

Author Biographies

Olesya B. Darvish, Altai State Pedagogical University

Associate Professor of the Department of Psychology

Olga G. Kholodkova, Altai State Pedagogical University

кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии

References

Национальный проект «Образование». URL: https://edu.gov.ru/national-project/about/(дата обращения: 17.07.2023).

Кон И. С. Психология юношеского возраста: (Проблемы формирования личности): учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. М.: Просвещение, 1979. 175 с.

Овчинников М. В. Динамика мотивации учения студентов педагогического вуза и её формирование: специальность 19.00.07 «Педагогическая психология»: автореф. дис. … канд. психол. наук. Екатеринбург, 2008. 26 с.

Молоканова Ю. П., Сапрыкин В. П. Динамика структуры мотивации учения студентов вуза с первого по пятый курс обучения // Педагогическое образование и наука. 2019. № 6. С. 89-94.

Рахматуллина Ф. М. Мотивационная основа учебной деятельности и познавательной активности личности // Психологическая служба в вузе: сборник статей. Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1981. С. 90-105.

Вовчик-Блакитная М. В. Мотивационный аспект развития учебной деятельности студентов // Воспитание, обучение, психическое развитие: тезисы докладов к VI Всесоюзному съезду Общества психологов СССР. М., 1983. Ч. 2.

Обласова О. В., Черникова А. А. Психологические особенности формирования ценностных ориентаций старшеклассников // Вестник Алтайского государственного педагогического университета. 2022. № 4 (53). С. 63-68.

Ценностно-смысловые ориентиры деятельности педагога в условиях цифрового общества: коллективная монография / Л. Н. Антилогова, Т. Ю. Алексеева, Н. Н. Артамонова [и др.]. Омск: Изд-во ОмГПУ, 2022. 400 с.

Каширский Д. В., Сабельникова Н. В. Личностные ценности российских и американских студентов // Психология и психотехника. 2019. № 2. С. 28-39.

Мезинов В. Н., Нехороших Н. А., Поваляева О. Н. Актуализация проблемы развития мотивации учения студентов в образовательном процессе // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2020. № 5 (148). С. 18-26.

Подымова Л. С., Подымов Н. А. Проблема личностного смысла в инновационной деятельности // Сибирский педагогический журнал. 2004. № 1. С. 74-84.

Леонова А. Б., Величковская С. Б. Дифференциальная диагностика состояний сниженной работоспособности // Психология психических состояний: сборник статей. Вып. 4 / под ред. проф. А. О. Прохорова. Казань, 2002. С. 326-343.

Гапонова С. А., Мартынова Н. А. Ценностно-мотивационные особенности студентов и тенденции их динамики // Акмеология. 2004. № 4. С. 78-84.

Чудновский В. Э. Воспитание способностей и формирование личности. М.: Знание, 1986. 80 с.

Столин В. В. Самосознание личности. М.: Издательство Московского университета, 1983. 284 с.

Леонтьев Д. А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. 2-е, испр. изд. М.: Смысл, 2003. 487 с.

Жаткина К. А. Проявление смысложизненных ориентаций в юношеском возрасте // Молодёжь и наука: сборник материалов VI Всероссийской научно-технической конференции. Красноярск: Сибирский федеральный ун-т, 2011. URL: http://conf.sfu-kras.ru/sites/mn2010/section15.html (дата обращения: 17.07.2023).

Холодкова О. Г., Черникова Е. А. Ценностное отношение к жизни у студентов с различной профессиональной направленностью // Вестник Ярославского государственного университета им. П. Г. Демидова. Серия: Гуманитарные науки. 2019. № 1 (47). С. 93-96.

Леонтьев Д. А. Тест смысложизненных ориентаций. 2-е изд. М.: Смысл, 2000. 18 с.

Методика «Ранжирование мотивов» (модификация А. А. Реана, В. А. Якунина). URL: https://infourok.ru/metodika-izucheniya-motivov-uchebnoy-deyatelnosti-modifikaciya-aareana-vyakunina-3868150.html (дата обращения: 17.07.2023).

Published

2023-12-01

Issue

Section

Псих. науки: Педагогическая псих., психодиагностика цифр. образовательных сред