РАЗРАБОТКА И ПРИМЕНЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ
DOI:
https://doi.org/10.37386/2413-4481-2023-4-24-27Ключевые слова:
гражданственность, патриотизм, историческая память, гражданское воспитание детей и молодежи, ценностные ориентации, социальное здоровье молодежиАннотация
Статья посвящена актуальной проблеме формирования гражданственности детей и молодежи. Содержание статьи подготовлено по материалам выполненного авторским коллективом фундаментального исследования по теме «Разработка концептуальных оснований формирования исторической памяти и гражданственности детей и молодежи», реализованного в Алтайском государственном педагогическом университете по государственному заданию Министерства просвещения РФ № 073-00087-22-02 в 2022 году. В статье раскрывается содержание понятий «гражданственность», «формирование гражданственности». Авторами предложено решение методологической проблемы разработки социальных показателей и индикаторов гражданственности детей и молодежи. Определяется область их практического применения в практике организации воспитательного процесса в учреждениях общего образования.Библиографические ссылки
Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года: Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р г. Москва. URL: http://static.government.ru/media/files/f5Z8H9tgUK5Y9qtJ0tEFnyHlBitwN4gB.pdf (дата обращения: 24.07.2023).
Федеральный проект «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации». URL: https://edu.gov.ru/national-project/projects/patriot/(дата обращения: 24.07.2023).
Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей: Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 № 809. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/48502 (дата обращения: 24.07.2023).
Концептуальные основания формирования исторической памяти и гражданственности детей и молодежи в организации внеурочной воспитательной работы в школе / под науч. ред. В. В. Кулиша. Барнаул: АлтГПУ, 2022. 26 с.
Педагогическое наследие / сост. В. М. Кларин, А. Н. Джуринский. М.: Педагогика, 1989. 416 с.
Сухомлинский В. А. Рождение гражданина. М.: Молодая гвардия, 1979. 335 с.
Современное российское студенчество: историческая память о Великой Отечественной войне и формирование патриотизма и гражданственности / под общ. ред. Ю. Р. Вишневского. Екатеринбург: УрФУ, 2011. 499 с.
Цикл внеурочных мероприятий «Разговоры о важном». URL: https://razgovor.edsoo.ru/(дата обращения: 29.08.2023).
Валеева Р. А., Королева Н. Е., Сахапова Ф. Х. Диагностика сформированности гражданственности у студентов вуза // Современные проблемы науки и образования. 2013. № 6. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=11199 (дата обращения: 24.07.2023).
Абрамкина С. Г., Рыжикова Л. В. Особенности раннегражданского воспитания детей дошкольного возраста // Философские, социологические и психолого-педагогические проблемы современного образования: материалы IV Всероссийской научно-практической конференции, г. Барнаул, 18-19 ноября 2022 г. / под науч. ред. В. А. Скопы. Барнаул: АлтГПУ, 2022. С. 174-177.
Еремина И. С. Сущность проявления феномена гражданственности в структуре личности // Современные исследования социальных проблем. 2012. № 9 (17). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/suschnost-proyavleniya-fenomena-grazhdanstvennosti-v-strukture-hichnosti (дата обращения: 24.07.2023).
Социальное здоровье в исторической памяти, ценностных ориентациях и повседневных практиках молодежи: коллективная монография / под науч. ред. Н. А. Матвеевой. Барнаул: АлтГПУ, 2018. 192 с.