ГЕНДЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ВИДОВ И СВОЙСТВ ЛИЧНОСТНЫХ СМЫСЛОВЫХ ОБРАЗОВАНИЙ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ

Авторы

  • Людмила Степановна Колмогорова Алтайский государственный педагогический университет https://orcid.org/0000-0001-6851-6810
  • Сергий Сергиевич Сидоровъ Алтайский государственный педагогический университет

DOI:

https://doi.org/10.37386/2413-4481-2023-4-66-74

Ключевые слова:

Ценностно-смысловая сфера, смысловые образования, смыслообразующие мотивы, виды и свойства смыслов, смысложизненные ориентации, смысложизненный кризис, осмысленность жизни, жизненные смыслы, гендерные особенности, юношеский возраст

Аннотация

Описаны результаты исследования отдельных видов и свойств таких смысловых образований юношей и девушек, как смысложизненные ориентации, личностные смыслы, смысл жизни. Проанализирован гендерный аспект указанных смысловых образований и раскрыты особенности системы жизненных смыслов, смыслообразующих мотивов учения, смысложизненных ориентаций, гармоничности, интернальности, оптимальности и временной локализации. Представлен сравнительный анализ выраженности конструктивности жизненных смыслов, их видов с точки зрения направленности.

Биографии авторов

Людмила Степановна Колмогорова, Алтайский государственный педагогический университет

доктор психологических наук, профессор, профессор кафедры психологии института психологии и педагогики

Сергий Сергиевич Сидоровъ, Алтайский государственный педагогический университет

аспирант кафедры психологии

Библиографические ссылки

Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975. 304 с.

О некоторых перспективах исследований смысловых образований личности / А. Г. Асмолов [и др.] // Вопросы психологии. 1979. № 3. С. 35-45.

Асмолов А. Г. Психология личности: принципы общепсихологического анализа: учебник для студентов вузов. М.: Смысл, 2001. 414 с.

Леонтьев Д. А. Психология смысла: Природа, строение и динамика смысловой реальности. М.: Смысл, 2003. 486 с.

Чудновский В. Э. Становление личности и проблема смысла жизни: избранные труды. М.: Изд-во Моск. соц.-пед. ин-та, 2006. 768 с.

Психология смысла жизни: школа В. Э. Чудновского: коллективная монография / под ред. Т. А. Поповой, Н. Л. Карповой, Г. А. Вайзер, К. В. Карпинского. М.: Смысл, 2021. 676 с.

Вайзер Г. А. Смысл жизни и «двойной кризис» в жизни человека // Психологический журнал. 1998. Т. 19, № 5. С. 3-14.

Карпинский К. В. Неоптимальный смысл: психологические тупики жизненного пути личности: монография. Гродно: Изд. Грод. гос. ун-та, 2016. 539 с.

Чудновский В. Э. Становление личности и проблема смысла жизни. М.: Изд-во Моск. соц.-пед. ин-та, 2006. 768 с.

Чудновский В. Э. Смысл жизни как психологическая реальность // Психолого-педагогические и философские аспекты проблемы смысла жизни. М., 1997. С. 14-22.

Котляков В. Ю. Методика «Система жизненных смыслов» // Вестник Кемеровского государственного университета. 2013. № 2. С. 148-153.

Карпинский К. В. Временная локализация смысла жизни как детерминанта личностного кризиса // Актуальные проблемы психологии личности: в 2 ч. / науч. ред. В. А. Мазилов, К. В. Карпинский. Гродно: Изд. Грод. гос. ун-та, 2012. Ч. 2. С. 186-220.

Карпинский К. В. Источники смысла жизни: новый метод психодиагностики личности: монография. Гродно: Изд. Грод. гос. ун-та, 2021. 220 с.

Карпинский К. В. Смысложизненный кризис личности: феноменология, механизмы, закономерности: дис.. д-ра психол. наук. М., 2017. 563 с.

Карпинский К. В. Смысл жизни и ресурсы его реализации: К пониманию механизмов личностного кризиса // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2012. Т. 9, № 4. С. 3-33.

Вайзер Г. А. Смысл жизни и возраст // Психолого-педагогические и философские аспекты проблемы смысла жизни: (материалы 1-2 симп.) / ред.: В. Э. Чудновский, А. А. Бодалев, Н. Л. Карпова. М.: Рос. психол. о-во, 1997. С. 91-110.

Вайзер Г. А. Отношение старшеклассников к проблеме смысла жизни // Психологические, философские и религиозные аспекты смысла жизни: (материалы 3-5 симп.) / редкол.: В. Э. Чудновский и др. М.: Ось-89, 2001. С. 172-179.

Миронова Г. В. Концепция акмеологического развития личности в период ранней юности: 15-20 лет: дис. … д-ра психол. наук. Тамбов, 2012. 1141 с.

Карпинский К. В. Смысложизненный кризис в развитии личности: анализ концепций отечественной и зарубежной психологии: монография. Гродно: Изд. Грод. гос. ун-та, 2015. 319 с.

Леонтьев Д. А. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО). М.: Смысл, 2000. 18 с.

Загрузки

Опубликован

2023-12-01

Выпуск

Раздел

Псих. науки: Педагогическая псих., психодиагностика цифр. образовательных сред