TYPES AND PROPERTIES OF PERSONAL SEMANTIC FORMATIONS IN HIGH SCHOOL STUDENTS

Authors

DOI:

https://doi.org/10.37386/2413-4481-2023-4-66-74

Keywords:

Value-semantic sphere, semantic formations, sense-forming motives, types and properties of meanings, meaning-life orientations, meaning-life crisis, meaningfulness of life, life meanings, gender particularity, youth age

Abstract

The results of the study as certain types and properties of such semantic formations of high school students as life orientations, personal meanings, the meaning of life are described. The gender aspect is analyzed the specified semantic formations and revealed features of the system of life meanings, meaning-forming motives of teaching, life orientations, harmony, internality, optimality and temporal localization in boys and girls. The characteristic of the expression of constructive life meanings, their types from the point of view of orientation.

Author Biographies

Lyudmila S. Kolmogorova, Altai State Pedagogical University

доктор психологических наук, профессор, профессор кафедры психологии института психологии и педагогики

Sergiy S. Sidorov, Altai State Pedagogical University

аспирант кафедры психологии

References

Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975. 304 с.

О некоторых перспективах исследований смысловых образований личности / А. Г. Асмолов [и др.] // Вопросы психологии. 1979. № 3. С. 35-45.

Асмолов А. Г. Психология личности: принципы общепсихологического анализа: учебник для студентов вузов. М.: Смысл, 2001. 414 с.

Леонтьев Д. А. Психология смысла: Природа, строение и динамика смысловой реальности. М.: Смысл, 2003. 486 с.

Чудновский В. Э. Становление личности и проблема смысла жизни: избранные труды. М.: Изд-во Моск. соц.-пед. ин-та, 2006. 768 с.

Психология смысла жизни: школа В. Э. Чудновского: коллективная монография / под ред. Т. А. Поповой, Н. Л. Карповой, Г. А. Вайзер, К. В. Карпинского. М.: Смысл, 2021. 676 с.

Вайзер Г. А. Смысл жизни и «двойной кризис» в жизни человека // Психологический журнал. 1998. Т. 19, № 5. С. 3-14.

Карпинский К. В. Неоптимальный смысл: психологические тупики жизненного пути личности: монография. Гродно: Изд. Грод. гос. ун-та, 2016. 539 с.

Чудновский В. Э. Становление личности и проблема смысла жизни. М.: Изд-во Моск. соц.-пед. ин-та, 2006. 768 с.

Чудновский В. Э. Смысл жизни как психологическая реальность // Психолого-педагогические и философские аспекты проблемы смысла жизни. М., 1997. С. 14-22.

Котляков В. Ю. Методика «Система жизненных смыслов» // Вестник Кемеровского государственного университета. 2013. № 2. С. 148-153.

Карпинский К. В. Временная локализация смысла жизни как детерминанта личностного кризиса // Актуальные проблемы психологии личности: в 2 ч. / науч. ред. В. А. Мазилов, К. В. Карпинский. Гродно: Изд. Грод. гос. ун-та, 2012. Ч. 2. С. 186-220.

Карпинский К. В. Источники смысла жизни: новый метод психодиагностики личности: монография. Гродно: Изд. Грод. гос. ун-та, 2021. 220 с.

Карпинский К. В. Смысложизненный кризис личности: феноменология, механизмы, закономерности: дис.. д-ра психол. наук. М., 2017. 563 с.

Карпинский К. В. Смысл жизни и ресурсы его реализации: К пониманию механизмов личностного кризиса // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2012. Т. 9, № 4. С. 3-33.

Вайзер Г. А. Смысл жизни и возраст // Психолого-педагогические и философские аспекты проблемы смысла жизни: (материалы 1-2 симп.) / ред.: В. Э. Чудновский, А. А. Бодалев, Н. Л. Карпова. М.: Рос. психол. о-во, 1997. С. 91-110.

Вайзер Г. А. Отношение старшеклассников к проблеме смысла жизни // Психологические, философские и религиозные аспекты смысла жизни: (материалы 3-5 симп.) / редкол.: В. Э. Чудновский и др. М.: Ось-89, 2001. С. 172-179.

Миронова Г. В. Концепция акмеологического развития личности в период ранней юности: 15-20 лет: дис. … д-ра психол. наук. Тамбов, 2012. 1141 с.

Карпинский К. В. Смысложизненный кризис в развитии личности: анализ концепций отечественной и зарубежной психологии: монография. Гродно: Изд. Грод. гос. ун-та, 2015. 319 с.

Леонтьев Д. А. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО). М.: Смысл, 2000. 18 с.

Published

2023-12-01

Issue

Section

Псих. науки: Педагогическая псих., психодиагностика цифр. образовательных сред