ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КЛАССОВ
DOI:
https://doi.org/10.37386/2413-4481-2024-2-11-17Ключевые слова:
педагогическое сопровождение, педагогическое сопровождение профессионального самоопределения, педагогическое сопровождение профессионального самоопределения обучающихся психолого-педагогических классовАннотация
В статье рассматривается сущность педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся психолого-педагогических классов. Определены теоретико-методологические подходы к обоснованию сущности феномена педагогического сопровождения. Интерпретировано содержание понятий «педагогическое сопровождение профессионального самоопределения обучающихся», «педагогическое сопровождение профессионального самоопределения обучающихся психолого-педагогических классов».Библиографические ссылки
О направлении информации: Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 17.08.2022 г. № ТВ-1769/08 // ГАРАНТ: справочно-правовая система: [сайт]. URL: https://base.garant.ru/405383321/(дата обращения: 17.10.2023).
О Концепции подготовки педагогических кадров для системы образования на период до 2030 г.: Распоряжение Правительства РФ от 24.06.2022 г. № 1688-р // ГАРАНТ: справочно-правовая система: [сайт]. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/404830447/(дата обращения: 27.11.2023).
Сенаторова К. П. Понятие «сопровождение» как педагогическая категория // Известия Саратовского университета. 2020. Т. 9, вып. 1 (33). С. 289-295.
Айрапетова В. А. Педагогическое сопровождение духовного становления старшеклассников в процессе их приобщения к русской художественной культуре: специальность 13.00.01 «Общая педагогика, история педагогики и образования»: автореф. дис.. канд. пед. наук. СПб, 2005. 18 с.
Александрова Е. А. Педагогическое сопровождение старшеклассников в процессе разработки и реализации индивидуальных образовательных траекторий: специальность 13.00.01 «Общая педагогика, история педагогики и образования»: автореф. дис.. д-ра пед. наук. Тюмень, 2006. 42 с.
Бережнова Л. Н., Богословский В. И. Сопровождение в образовании как технология разрешения проблем развития // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2005. Т. 5, № 12. С. 109-123.
Битянова М. Р. Организация психологической работы в школе. М.: Совершенство, 2001. 298 с.
Вульфов Б. З. Педагогическое сопровождение: явление и процесс // Мир образования - образование в мире. 2006. № 2 (22). С. 43-53.
Казакова Е. И., Тряпицына А. П. Диалог на лестнице успеха: книга для учителей и родителей. СПб.: Петербург ХХI век; Пресс-Атташе, 1997. 159 с.
Педагогическая поддержка ребенка в образовании: учеб. пособие / под ред. В. А. Сластенина, И. А. Колесниковой. М.: Академия, 2006. 240 с.
Мудрик А. В. Социальная педагогика: учебник. М.: Академия, 2013. 239 с.
Сенаторова К. П. Понятие «сопровождение» как педагогическая категория // Известия Саратовского университета. Новая серия. Сер.: Акмеология образования. Психология развития. 2020. Т. 9, вып. 1 (33). С. 289-294.
Уманский А. Л. Педагогическое сопровождение детского лидерства: специальность 13.00.01 «Общая педагогика, история педагогики и образования»: автореф. дис.. д-ра пед. наук. Ярославль, 2004. 40 с.
Ускова С. А. Сопровождение как базовая категория современной педагогики: теоретическое обоснование // Человек и образование. 2013. № 2 (35). С. 84-88.
Чистякова С. Н. Актуальность проблемы профессионального самоопределения обучающихся в современных условиях // Профессиональное образование и рынок труда. 2018. № 1. С. 54-60.
Шакурова М. В. Воспитание и педагогическое сопровождение: точки соприкосновения в контексте со-бытийного подхода // Отечественная и зарубежная педагогика. 2014. № 5 (20). С. 64-73.
Балыкова И. Е. Структурно-функциональная модель педагогического сопровождения профессиональной подготовки будущего учителя // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В. П. Астафьева. 2019. № 1 (47). С. 42-50.
Бызов Е. А. Педагогическое сопровождение как неотъемлемая часть образовательного процесса // Инновации в профессиональном и профессионально-педагогическом образовании: материалы 23-й Международной научно-практической конференции. Екатеринбург: Российский государственный профессионально-педагогический университет, 2018. С. 353-356.
Гершунский Б. С. Философия образования для XXI века. (В поисках практ.-ориентир. образоват. концепций). М.: Совершенство, 1998. 605 с.
Яковлева Н. О. Сопровождение как педагогическая деятельность // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Сер.: Образование. Педагогические науки. 2012. № 4. С. 46-49.
Котькова Г. Е. Педагогическое сопровождение как технология личностного развития ребенка // Ученые записки Орловского государственного университета. Сер.: Гуманитарные и социальные науки. 2011. № 4 (42). С. 357-362.
Антонова В. Н. Детские и молодежные объединения: словарь-справочник: учеб. пособие. М.: Академия Естествознания, 2016. 143 с.
Педан В. А. Педагогическое сопровождение профессионального самоопределения старшеклассников на основе событийных сетей: специальность 13.00.01 «Общая педагогика, история педагогики и образования»: автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 2017. 27 с.
Шишкина В. А. Педагогическое сопровождение личностно-профессионального становления будущих учителей изобразительного искусства: дис.. д-ра пед. наук. М., 2006. 386 с.
Мазеина Ю. В. Педагогическое сопровождение: понятие, сущность // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. 2014. № 3 (23). С. 25-27.
Максимова З. Р. Педагогическое сопровождение профессионального самоопределения студентов средних специальных учебных заведений (на примере специальности «Графический дизайн»): специальность 13.00.08 «Теория и методика профессионального образования»: автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 2008. 24 с.
Попкова Г. Н. Педагогическое сопровождение профессионального самоопределения старшеклассников: специальность 13.00.01 «Общая педагогика, история педагогики и образования»: автореф. дис.. канд. пед. наук. Улан-Удэ, 2013. 26 с.
Чащина Е. С. Комплексное сопровождение профессионального самоопределения старшеклассников (на примере сельской профильной школы): специальность 13.00.01 «Общая педагогика, история педагогики и образования»: автореф. дис. … канд. пед. наук. Чита, 2008. 22 с.
Бочарова Е. П. Акмеологический подход к образованию // Гуманитарные исследования в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. 2008. № 4. С. 5-10.
Валитова Е. Ю., Стародубцев В. А. Профессиональное самоопределение бакалавра: педагогическая поддержка // Высшее образование в России. 2016. № 7. С. 143-151.
Клочева Г. М., Усанова И. В. Психолого-педагогическое сопровождение старшеклассников при выборе профессии // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2016. Т. 44. С. 191-197. URL: https://e-koncept.ru (дата обращения: 04.10.2023).
Крыжановская И. В. Многоуровневая модель педагогического сопровождения профессионального самоопределения студентов технических вузов: специальность 13.00.08 «Теория и методика профессионального образования»: автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 2020. 33 с.
Леонтьев А. М. Акмеологический подход как фактор повышения качества профессиональной подготовки будущего учителя безопасности жизнедеятельности: специальность 13.00.08 «Теория и методика профессионального образования»: автореф. дис.. канд. пед. наук. Майкоп, 2007. 27 с.
Иванова И. В. Рефлексивно-ценностный подход к педагогическому сопровождению саморазвития подростков: подход к реализации новых стандартов // Стандарты и мониторинг в образовании. 2017. Т. 5, № 6. С. 41-49.
Дерябина Е. А. Реализация компетентностного подхода в сопровождении профессионального самоопределения // Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. Социология. Педагогика. Психология. 2015. Т. 1 (67), № 3. С. 16-20.
Туровец Н. И. Стратегия педагогического сопровождения в контексте компетентностного подхода // Веснік Мазырскага дзяржаўнага педагагічнага ўніверсітэта імя І. П. Шамякіна. 2016. № 1 (47). С. 107-111.
Бызов Е. А. Педагогическое сопровождение как неотъемлемая часть образовательного процесса // Инновации в профессиональном и профессионально-педагогическом образовании: материалы 23-й Международной научно-практической конференции / под ред. Е. М. Дорожкина, В. А. Федорова. Екатеринбург: Российский государственный профессионально-педагогический университет, 2018. С. 353-356.
Кузнецова К. С. Анализ сущности педагогического сопровождения в ряду сопряженных понятий гуманистической педагогики // Вестник Поволжского института управления. 2012. № 2 (31). С. 154-158.
Володина Л. О., Скахина П. Н. Профессиональное самоопределение обучающихся психолого-педагогических классов в системе непрерывного педагогического образования // Отечественная и зарубежная педагогика. 2023. № 5 (95). С. 151-169.
Чистякова С. Н., Родичев Н. Ф. От учебы к профессиональной карьере: учеб. пособие. М.: Академия, 2012. 176 с.
Шляпина С. Ф. Педагогическое сопровождение профессионального самоопределения студентов вуза: специальность 13.00.01 «Общая педагогика, история педагогики и образования»: автореф. дис.. д-ра пед. наук. Тюмень, 2008. 25 с.
Шалавина Т. И. Педагогическое сопровождение профессионального самоопределения студентов вуза // Педагогическое образование и наука. 2011. № 11. C. 54-58.
Крыжановская И. В. Многоуровневая модель педагогического сопровождения профессионального самоопределения студентов технических вузов: специальность 13.00.08 «Теория и методика профессионального образования»: автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 2020. 33 с.
Белякова Е. Г. Содержание и формы сопровождения профессионального самоопределения студентов-педагогов // Профессиональное образование и рынок труда. 2020. № 1. С. 60-65.
Новичкова Н. М., Дементьева Н. Н. Педагогическое сопровождение профессионального самоопределения будущих педагогов // Мир науки, культуры, образования. 2019. № 4 (77). С. 197-200.
Пац М. В., Медведев В. А. Роль педагогического сопровождения в профессиональном самоопределении будущего учителя // Дискуссия. 2014. № 2 (43). С. 99-104.