PEDAGOGICAL SUPPORT OF PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION OF SCHOOLCHILDREN ATTENDING ADVANCED PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL CLASSES
DOI:
https://doi.org/10.37386/2413-4481-2024-2-11-17Keywords:
pedagogical support, pedagogical support of professional self-determination, pedagogical support of professional self-determination of schoolchildren of psychological and pedagogical classesAbstract
The article examines the essence of pedagogical support for professional self-determination of schoolchildren who attend advanced psychological and pedagogical classes. Theoretical and methodological approaches to substantiating the essence of the phenomenon of pedagogical support are defined. The content of the concepts “pedagogical support of professional self-determination of schoolchildren”, “pedagogical support of professional self-determination of schoolchildren of psychological and pedagogical classes” is interpreted.References
О направлении информации: Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 17.08.2022 г. № ТВ-1769/08 // ГАРАНТ: справочно-правовая система: [сайт]. URL: https://base.garant.ru/405383321/(дата обращения: 17.10.2023).
О Концепции подготовки педагогических кадров для системы образования на период до 2030 г.: Распоряжение Правительства РФ от 24.06.2022 г. № 1688-р // ГАРАНТ: справочно-правовая система: [сайт]. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/404830447/(дата обращения: 27.11.2023).
Сенаторова К. П. Понятие «сопровождение» как педагогическая категория // Известия Саратовского университета. 2020. Т. 9, вып. 1 (33). С. 289-295.
Айрапетова В. А. Педагогическое сопровождение духовного становления старшеклассников в процессе их приобщения к русской художественной культуре: специальность 13.00.01 «Общая педагогика, история педагогики и образования»: автореф. дис.. канд. пед. наук. СПб, 2005. 18 с.
Александрова Е. А. Педагогическое сопровождение старшеклассников в процессе разработки и реализации индивидуальных образовательных траекторий: специальность 13.00.01 «Общая педагогика, история педагогики и образования»: автореф. дис.. д-ра пед. наук. Тюмень, 2006. 42 с.
Бережнова Л. Н., Богословский В. И. Сопровождение в образовании как технология разрешения проблем развития // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2005. Т. 5, № 12. С. 109-123.
Битянова М. Р. Организация психологической работы в школе. М.: Совершенство, 2001. 298 с.
Вульфов Б. З. Педагогическое сопровождение: явление и процесс // Мир образования - образование в мире. 2006. № 2 (22). С. 43-53.
Казакова Е. И., Тряпицына А. П. Диалог на лестнице успеха: книга для учителей и родителей. СПб.: Петербург ХХI век; Пресс-Атташе, 1997. 159 с.
Педагогическая поддержка ребенка в образовании: учеб. пособие / под ред. В. А. Сластенина, И. А. Колесниковой. М.: Академия, 2006. 240 с.
Мудрик А. В. Социальная педагогика: учебник. М.: Академия, 2013. 239 с.
Сенаторова К. П. Понятие «сопровождение» как педагогическая категория // Известия Саратовского университета. Новая серия. Сер.: Акмеология образования. Психология развития. 2020. Т. 9, вып. 1 (33). С. 289-294.
Уманский А. Л. Педагогическое сопровождение детского лидерства: специальность 13.00.01 «Общая педагогика, история педагогики и образования»: автореф. дис.. д-ра пед. наук. Ярославль, 2004. 40 с.
Ускова С. А. Сопровождение как базовая категория современной педагогики: теоретическое обоснование // Человек и образование. 2013. № 2 (35). С. 84-88.
Чистякова С. Н. Актуальность проблемы профессионального самоопределения обучающихся в современных условиях // Профессиональное образование и рынок труда. 2018. № 1. С. 54-60.
Шакурова М. В. Воспитание и педагогическое сопровождение: точки соприкосновения в контексте со-бытийного подхода // Отечественная и зарубежная педагогика. 2014. № 5 (20). С. 64-73.
Балыкова И. Е. Структурно-функциональная модель педагогического сопровождения профессиональной подготовки будущего учителя // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В. П. Астафьева. 2019. № 1 (47). С. 42-50.
Бызов Е. А. Педагогическое сопровождение как неотъемлемая часть образовательного процесса // Инновации в профессиональном и профессионально-педагогическом образовании: материалы 23-й Международной научно-практической конференции. Екатеринбург: Российский государственный профессионально-педагогический университет, 2018. С. 353-356.
Гершунский Б. С. Философия образования для XXI века. (В поисках практ.-ориентир. образоват. концепций). М.: Совершенство, 1998. 605 с.
Яковлева Н. О. Сопровождение как педагогическая деятельность // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Сер.: Образование. Педагогические науки. 2012. № 4. С. 46-49.
Котькова Г. Е. Педагогическое сопровождение как технология личностного развития ребенка // Ученые записки Орловского государственного университета. Сер.: Гуманитарные и социальные науки. 2011. № 4 (42). С. 357-362.
Антонова В. Н. Детские и молодежные объединения: словарь-справочник: учеб. пособие. М.: Академия Естествознания, 2016. 143 с.
Педан В. А. Педагогическое сопровождение профессионального самоопределения старшеклассников на основе событийных сетей: специальность 13.00.01 «Общая педагогика, история педагогики и образования»: автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 2017. 27 с.
Шишкина В. А. Педагогическое сопровождение личностно-профессионального становления будущих учителей изобразительного искусства: дис.. д-ра пед. наук. М., 2006. 386 с.
Мазеина Ю. В. Педагогическое сопровождение: понятие, сущность // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. 2014. № 3 (23). С. 25-27.
Максимова З. Р. Педагогическое сопровождение профессионального самоопределения студентов средних специальных учебных заведений (на примере специальности «Графический дизайн»): специальность 13.00.08 «Теория и методика профессионального образования»: автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 2008. 24 с.
Попкова Г. Н. Педагогическое сопровождение профессионального самоопределения старшеклассников: специальность 13.00.01 «Общая педагогика, история педагогики и образования»: автореф. дис.. канд. пед. наук. Улан-Удэ, 2013. 26 с.
Чащина Е. С. Комплексное сопровождение профессионального самоопределения старшеклассников (на примере сельской профильной школы): специальность 13.00.01 «Общая педагогика, история педагогики и образования»: автореф. дис. … канд. пед. наук. Чита, 2008. 22 с.
Бочарова Е. П. Акмеологический подход к образованию // Гуманитарные исследования в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. 2008. № 4. С. 5-10.
Валитова Е. Ю., Стародубцев В. А. Профессиональное самоопределение бакалавра: педагогическая поддержка // Высшее образование в России. 2016. № 7. С. 143-151.
Клочева Г. М., Усанова И. В. Психолого-педагогическое сопровождение старшеклассников при выборе профессии // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2016. Т. 44. С. 191-197. URL: https://e-koncept.ru (дата обращения: 04.10.2023).
Крыжановская И. В. Многоуровневая модель педагогического сопровождения профессионального самоопределения студентов технических вузов: специальность 13.00.08 «Теория и методика профессионального образования»: автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 2020. 33 с.
Леонтьев А. М. Акмеологический подход как фактор повышения качества профессиональной подготовки будущего учителя безопасности жизнедеятельности: специальность 13.00.08 «Теория и методика профессионального образования»: автореф. дис.. канд. пед. наук. Майкоп, 2007. 27 с.
Иванова И. В. Рефлексивно-ценностный подход к педагогическому сопровождению саморазвития подростков: подход к реализации новых стандартов // Стандарты и мониторинг в образовании. 2017. Т. 5, № 6. С. 41-49.
Дерябина Е. А. Реализация компетентностного подхода в сопровождении профессионального самоопределения // Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. Социология. Педагогика. Психология. 2015. Т. 1 (67), № 3. С. 16-20.
Туровец Н. И. Стратегия педагогического сопровождения в контексте компетентностного подхода // Веснік Мазырскага дзяржаўнага педагагічнага ўніверсітэта імя І. П. Шамякіна. 2016. № 1 (47). С. 107-111.
Бызов Е. А. Педагогическое сопровождение как неотъемлемая часть образовательного процесса // Инновации в профессиональном и профессионально-педагогическом образовании: материалы 23-й Международной научно-практической конференции / под ред. Е. М. Дорожкина, В. А. Федорова. Екатеринбург: Российский государственный профессионально-педагогический университет, 2018. С. 353-356.
Кузнецова К. С. Анализ сущности педагогического сопровождения в ряду сопряженных понятий гуманистической педагогики // Вестник Поволжского института управления. 2012. № 2 (31). С. 154-158.
Володина Л. О., Скахина П. Н. Профессиональное самоопределение обучающихся психолого-педагогических классов в системе непрерывного педагогического образования // Отечественная и зарубежная педагогика. 2023. № 5 (95). С. 151-169.
Чистякова С. Н., Родичев Н. Ф. От учебы к профессиональной карьере: учеб. пособие. М.: Академия, 2012. 176 с.
Шляпина С. Ф. Педагогическое сопровождение профессионального самоопределения студентов вуза: специальность 13.00.01 «Общая педагогика, история педагогики и образования»: автореф. дис.. д-ра пед. наук. Тюмень, 2008. 25 с.
Шалавина Т. И. Педагогическое сопровождение профессионального самоопределения студентов вуза // Педагогическое образование и наука. 2011. № 11. C. 54-58.
Крыжановская И. В. Многоуровневая модель педагогического сопровождения профессионального самоопределения студентов технических вузов: специальность 13.00.08 «Теория и методика профессионального образования»: автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 2020. 33 с.
Белякова Е. Г. Содержание и формы сопровождения профессионального самоопределения студентов-педагогов // Профессиональное образование и рынок труда. 2020. № 1. С. 60-65.
Новичкова Н. М., Дементьева Н. Н. Педагогическое сопровождение профессионального самоопределения будущих педагогов // Мир науки, культуры, образования. 2019. № 4 (77). С. 197-200.
Пац М. В., Медведев В. А. Роль педагогического сопровождения в профессиональном самоопределении будущего учителя // Дискуссия. 2014. № 2 (43). С. 99-104.