ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА СКЛОННЫХ К ВИКТИМНОМУ ПОВЕДЕНИЮ ПОДРОСТКОВ

Авторы

  • Татьяна Григорьевна Бобченко Владимирский государственный университет им. А.Г. и Н.Г. Столетовых

DOI:

https://doi.org/10.37386/2413-4481-2024-2-50-57

Ключевые слова:

подростковый возраст, виктимизация, виктимность, виктимное поведение, эмоциональный интеллект

Аннотация

В статье рассмотрены особенности эмоционального интеллекта подростков, склонных к виктимному поведению. Основой представленных в ней материалов стал теоретический анализ первоисточников и результаты эмпирического исследования автора. В исследовании использованы методы: теоретические (анализ, обобщение первоисточников), сбора эмпирических данных (тестирование), обработки результатов (математическая статистика). Сделаны выводы о различиях эмоционального интеллекта подростков с учетом их склонности к виктимному поведению, его различным видам, реализованности виктимности.

Биография автора

Татьяна Григорьевна Бобченко, Владимирский государственный университет им. А.Г. и Н.Г. Столетовых

кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры социальной педагогики и психологии педагогического института

Библиографические ссылки

Давыдова Ю. В. Эмоциональный интеллект: сущностные признаки, структура и особенности проявления в подростковом возрасте: автореф. дис.. канд. психол. наук. М., 2011. 22 с.

Фефелова Е. А. Эмоциональный интеллект как фактор жизнестойкости подростков // 30 лет Конвенции о правах ребенка: современные вызовы и пути решения проблем в сфере защиты прав детей: сборник материалов Международной научно-практической конференции, 17 ноября 2020 г., Екатеринбург. Екатеринбург: РГППУ, 2020. С. 443-447.

Забара Л. И., Кремешкова С. Н., Лебедева Ю. В. Эмоциональный интеллект и групповая сплоченность у подростков // Педагогическое образование в России. 2021. № 4. С. 131-141.

Андронникова О. О. Онтогенетическая концепция виктимности личности: дис.. д-ра психол. наук. Новосибирск, 2018. 498 с.

Шейнов В. П. Взаимосвязь виктимизации и эмоционального интеллекта: половозрастные особенности // Вестник РУДН. Сер.: Психология и педагогика. 2019. Т. 16, № 3. С. 377-392.

Вишневецкий К. В. Виктимизация: факторы, условия, уровни // Теория и практика общественного развития. 2014. № 4. С. 226-227.

Люсин Д. В. Современные представления об эмоциональном интеллекте // Социальный интеллект: теория, измерения, исследования: сборник статей. М.: Институт психологии РАН, 2004. С. 129-140.

Алиева Э. М., Раабе В. В. Особенности эмоционального интеллекта у подростков, вовлеченных в ситуацию буллинга в разных ролях // Психология - наука будущего: материалы X Международной конференции молодых ученых, Москва, 16-17 ноября 2023 года. М.: Институт психологии РАН, 2023. С. 17-20.

Данилова М. А., Юдеева Т. В. Психологические особенности эмоциональной сферы подростков, склонных к виктимному поведению // Вестник Тверского государственного университета. Сер.: Педагогика и психология. 2019. № 2 (47). С. 53-65.

Дерксен К. С. Виктимное поведение подростка как следствие его эмоционального интеллекта // Роль психолого-педагогических исследований в инновационном развитии общества: сборник статей Международной научно-практической конференции, Саратов, 15 ноября 2019 года. Саратов: ООО «Аэтерна», 2019. С. 46-49.

Зубова К. Ю. Повышение эмоционального интеллекта как фактор профилактики виктимного поведения подростков в ситуации школьного буллинга // Молодежная наука и современность: материалы 86-й Международной научной конференции студентов и молодых ученых, посвященной 86-летию КГМУ, Курск, 22-23 апреля 2021 года: в 3 т. Курск: Курский государственный медицинский университет, 2021. Т. III. С. 99-102.

Лежнина Л. В., Пиркина В. Г. Взаимосвязь эмоционального интеллекта и склонности к социально опасному поведению у обучающихся подросткового возраста // Образовательный вестник «Сознание». 2021. Т. 23, № 7. С. 27-34.

Тимофеев А. В., Емельянова М. Ю., Шутова О. И. Нарушения эмоционального интеллекта, как фактор повышения виктимности подростка // Личность в экстремальных условиях и кризисных ситуациях жизнедеятельности. 2014. № 4. С. 226-233.

Prediction of Victimization Based on Emotional Intelligent with Mediating Role of Loneliness and Empathy: A Structural Equation Modeling Approach / A. Balootbangan, A. Mahvelaty, Z. Zamani, F. Abdpoor, S. Hassanvandi // Iranian Journal of Psychiatry and Behavioral Sciences. 2023. 17 (2). URL: https://doi.org/10.5812/ijpbs-123998 (дата обращения: 10.02.2024).

Emotional Intelligence as a Protective Factor against Victimization in School Bullying / B. León-Del-Barco, S. M. Lázaro, M. I. Polo-Del-Río, V. M. López-Ramos // International Journal of Environmental Research and Public Health. 2020. 17 (24). URL: https://doi.org/10.3390/ijerph17249406 (дата обращения: 10.02.2024).

The Role of Emotional Intelligence on Psychological Adjustment and Peer Victimization in a Sample of Spanish Adolescents / E. Cañas, J. F. Estévez, E. Estévez, D. Aparisi // Front Psychol. 2020. 11. URL: https://doi.org/10.3389/fpsyg.2020.600972 (дата обращения: 10.02.2024).

The role of emotional intelligence in the maintenance of adolescent dating violence perpetration / L. Fernández-González, E. Calvete, I. Orue, A. Echezarraga // Personality and Individual Differences. 2018. 127. URL: https://doi.org/10.1016/j.paid.2018.01.038 (дата обращения 10.02.2024).

Relationship between Emotional Intelligence, Victimization, and Academic Achievement in High School Students / A. M. Martínez-Martínez, C. Roith, J. M. Aguilar-Parra, A. Manzano-León, J. M. Rodríguez-Ferrer, R. López-Liria // Social Sciences. 2022. 11 (6). URL: https://doi.org/10.3390/socsci11060247 (дата обращения: 10.02.2024).

Brief report: Emotional intelligence, victimisation and bullying in adolescents /j. Lomas, C. Stough, K. Hansen, L. A. Downey // Journal of Adolescence. 2012. 35 (1). URL: https://doi.org/10.1016/j.adolescence.2011.03.002 (дата обращения: 10.02.2024).

Emotional intelligence, victimisation, bullying behaviours and attitudes / C. Schokman, L. A. Downey, J. Lomas, D. Wellham, A. Wheaton, N. Simmons, C. Stough // Learning and Individual Differences. 2014. 36. P. 194-200. URL: https://doi.org/10.1016/j.lindif.2014.10.013 (дата обращения: 10.02.2024).

What bridges the gap between emotional intelligence and suicide risk in victims of bullying? A moderated mediation study / C. Quintana-Orts, L. Rey, S. Mérida-López, N. Extremera // Journal of Affective Disorders. 2019. 245. P. 798-805. URL: https://doi.org/10.1016/j.jad.2018.11.030 (дата обращения: 10.02.2024).

Загрузки

Опубликован

2024-06-14

Выпуск

Раздел

Псих. науки: Педагогическая псих., психодиагностика цифр. образовательных сред