ФАКТОРЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ КАК ПРИЧИНЫ ВНУТРЕННЕГО НЕБЛАГОПОЛУЧИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ

Авторы

  • Ксения Григорьевна Семенова Московский государственный психолого-педагогический университет

DOI:

https://doi.org/10.37386/2413-4481-2024-3-69-73

Ключевые слова:

социально-психологическая дезадаптация, факторы социально-психологической дезадаптации, внешние факторы дезадаптации, внутренние факторы дезадаптации, подросток, обучающийся, старшеклассник

Аннотация

Социально-психологическая дезадаптация является основой внутреннего неблагополучия подростков, а также причиной возникновения школьной неуспешности обучающихся, что определяет особую актуальность изучения данного феномена. Целью данной статьи является аналитический обзор имеющихся зарубежных и отечественных исследований и определение понятия «социально-психологическая дезадаптация». На основе теоретического анализа представлены основные факторы возникновения социально-психологической дезадаптации у подростков. Определены актуальные проблемы и векторы дальнейшего исследования.

Биография автора

Ксения Григорьевна Семенова, Московский государственный психолого-педагогический университет

педагог-психолог отдела мониторинга и координации деятельности психологической службы в системе образования Федерального координационного центра по обеспечению психологической службы в системе образования Российской Федерации

Библиографические ссылки

Anderson J. The impact of family structure on the health of children: Effects of divorce // The Linacre Quarterly. 2014. Vol. 81, № 4. Р. 378-387.

Gerstein E. D. Family interactions and developmental risk associated with early cognitive delay: Influences on children’s behavioral competence // Journal of Clinical Child & Adolescent Psychology. 2018. Vol. 47, № 1. Р. 100-112.

Sbicigo J. B., Dell’Aglio D. D. Family environment and psychological adaptation in adolescents // Psicologia Reflexão e Crítica. 2012. Vol. 3, № 25. Р. 615-622.

Прачук С. Ю. Сущность социальной адаптации подростков // ScienceTime. 2014. № 10 (10). С. 324-335.

Варламова А. Я. Школьная адаптация подростков. Волгоград: ВолГУ, 2001. 144 с.

Рашитова Л. С. Образ Я в картине мира дезадаптированных подростков: дис. … канд. психол. наук. СПб., 2020. 206 с.

Волкова С. В. Картина мира подростка из дисфункциональной семьи // Мир науки, культуры, образования. 2016. № 3. C. 219-232.

Постовалова Г. И. О факторах, определяющих адаптационную способность человека // Психологические и социально-психологические особенности адаптации студентов. Ереван, 1973. С. 18-19.

Молодцова Т. Д. Объективные и субъективные источники, способствующие дезадаптации детей в семье // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2014. № 3-1. С. 72-83.

Abedinia N.Comparison of predisposing and effective factors on divorce application between men and women // Journal of Family and Reproductive Health. 2012. Vol. 6, № 2. Р. 65-72.

Молодцова Т. Д. Основные виды и типы подростковой дезадаптации // Концепт. 2013. № 5. С. 33-52.

Motamedi V. Family environment on emotional, social, and academic adaptation of adolescents: A study of middle school students // Journal of Education and Learning (EduLearn). 2020. Vol. 14, № 4. Р. 550-557.

Лотякова А. М. Феномен интернет-зависимости у подростков // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 12. URL: http://human.snauka.ru/2016/12/18115 (дата обращения: 18.06.2024).

Егоров А. Ю. Интернет-зависимости // Интернет-зависимость: психологическая природа и динамика развития / под ред. А. Е. Войскунского. М.: Акрополь, 2009. С. 29-55.

Зверева Н. В., Рощина И. Ф. Проблемы дизонтогенеза в клинической психологии // Культурно-историческая психология. 2008. Т. 4, № 3. С. 39-42.

Алмазов Б. Н. Психическая и средовая дезадаптация несовершеннолетних. М.: Юрайт, 2020. 180 с.

Загрузки

Опубликован

2024-09-27

Выпуск

Раздел

Псих. науки: Педагогическая псих., психодиагностика цифр. образовательных сред