ВОСПРИЯТИЕ СИТУАЦИИ БУЛЛИНГА ПЕДАГОГАМИ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ КОНФЛИКТОУСТОЙЧИВОСТИ

Авторы

  • Снежана Михайловна Ситяева Амурский гуманитарно-педагогический государственный университет
  • Светлана Владимировна Яремчук Амурский гуманитарно-педагогический государственный университет

DOI:

https://doi.org/10.37386/2413-4481-2024-4-72-79

Ключевые слова:

буллинг, конфликтоустойчивость, конфликтность, педагоги, образование

Аннотация

В статье представлены результаты эмпирического исследования, направленного на сравнение представлений о буллинге (о его формах, причинах и частоте распространения) у педагогов с разным уровнем конфликтоустойчивости. Обобщены данные, полученные на основе опроса 1 785 педагогов Хабаровского края. Результаты исследования показывают, что педагоги с низким уровнем конфликтоустойчивости реже замечают проявления буллинга, реже распознают буллинговые процессы и реже вмешиваются в ситуацию буллинга; педагоги с высоким уровнем конфликтоустойчивости реже сталкиваются с жесткими формами буллинга, осуществляя им противодействие.

Биографии авторов

Снежана Михайловна Ситяева, Амурский гуманитарно-педагогический государственный университет

кандидат биологических наук, доцент, доцент кафедры психологии образования

Светлана Владимировна Яремчук, Амурский гуманитарно-педагогический государственный университет

кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры психологии образования

Библиографические ссылки

Голикова Т. В., Мухаммед С. С. Решение педагогических задач как средство подготовки учителей к созданию школьной образовательной среды без буллинга // Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота: психолого-педагогические науки. 2016. № 2 (36). С. 131-138.

Бочавер А. А., Жилинская А. В., Хломов К. Д. Школьная травля и позиция учителей // Социальная психология и общество. 2015. Т. 6, № 1. С. 103-116.

Бочавер А., Горлова Н., Хломов К. Проблема буллинга в контексте образовательной среды: опрос сотрудников школ // Психологические исследования. 2021. № 14 (76). URL: https://doi.org/10.54359/ps.v14i76.138 (дата обращения: 17.08.2024).

Стратийчук Е. В., Чиркина Р. В. Позиция учителя в школьном буллинге // Современная зарубежная психология. 2019. Т. 8, № 3. С. 45-52.

Colpin H., Bauman S., Menesini E. Teachers’ responses to bullying: Unravelling their consequences and antecedents // Introduction to the special issue. In European Journal of Developmental Psychology. 2021. URL: https://doi.org/10.1080/17405629.2021.1954903 (date of request: 17.08.2024).

Новикова М. А., Реан А. А. Влияние школьного климата на возникновение травли: отечественный и зарубежный опыт исследования // Вопросы образования. 2019. № 2. С. 78-97.

Волкова И. В. Подростковый буллинг и стиль общения педагога // Научное мнение. 2017. № 5. С. 56-63.

Burger C., Strohmeier D., Kollerová L. Teachers Can Make a Difference in Bullying: Effects of Teacher Interventions on Students’ Adoption of Bully, Victim, Bully-Victim or Defender Roles across Time // Journal of Youth and Adolescence. 2022. Vol. 51 (12). URL: https://doi.org/10.1007/s10964-022-01674-6 (date of request: 17.08.2024).

Telling an Adult at School about Bullying: Subsequent Victimization and Internalizing Problems / T. Shaw, M. A. Campbell, J. Eastham, K. C.Runions, C. Salmivalli, D. Cross // Journal of Child and Family Studies. 2019. Vol. 28 (9). URL: https://doi.org/10.1007/s10826-019-01507-4 (date of request: 17.08.2024).

Campbell M., Whiteford C., Hooijer J. Teachers’ and parents’ understanding of traditional and cyberbullying // Journal of School Violence. 2019. Vol. 18 (3). URL: https://doi.org/10.1080/15388220.2018.1507826 (date of request: 17.08.2024).

A multilevel perspective on the climate of bullying: Discrepancies among students, school staff, and parents / T. E. Waasdorp, E. T. Pas, L. M. O’Brennan, C. P. Bradshaw // Journal of School Violence. 2011. Vol. 10 (2). URL: https://doi.org/10.1080/15388220.2010.539164 (date of request: 17.08.2024).

Ey L. A., Campbell M. Australian Early Childhood Teachers’ Understanding of Bullying // Journal of Interpersonal Violence. 2022. Vol. 37 (15-16). URL: https://doi.org/10.1177/08862605211006355 (date of request: 17.08.2024).

Халикова Л. Р. Проблема буллинга в образовательных организациях глазами детей и педагогов // Вестник практической психологии образования. 2019. № 3 (3). С. 74-82. URL: https://doi.org/10.17759/bppe.2019160304 (дата обращения: 17.08.2024).

O’Brien S. O., Campbell M., Whiteford C. A. Review of Factors Affecting Teacher Intervention in Peer Bullying Incidents: A Call for More Nuanced Professional Development // Journal of School Violence. 2023. Vol. 23 (3). P. 308-318. URL: https://doi.org/10.1080/15388220.2023.2289117 (date of request: 17.08.2024).

Yoon J., Sulkowski M. L., Bauman S. A. Teachers’ Responses to Bullying Incidents: Effects of Teacher Characteristics and Contexts // Journal of School Violence. 2016. Vol. 15 (1). P. 91-113. URL: https://doi.org/10.1080/15388220.2014.963592 (date of request: 17.08.2024).

Крылова А. А., Крылова Н. Г. К вопросу об изучении особенностей отношения к буллингу педагогов // Вестник Костромского государственного университета. Сер.: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2019. Т. 25, № 3. С. 37-39. URL: https://doi.org/10.34216/2073-1426-2019-25-3-37-39 (дата обращения: 17.08.2024).

Асмаловская О. А., Бобровникова Н. С. К вопросу об изучении особенностей отношения к буллингу педагогов // Colloquium-Journal. 2020. № 22-1 (74). С. 25-26.

Алимова Н. А., Гареев О. Р. Конфликтологическая культура педагога образовательного учреждения // Тенденции развития науки и образования. 2020. № 63-6. С. 21-24. URL: https://doi.org/10.18411/lj-07-2020-196 (дата обращения: 17.08.2024).

Бурлаков С. В., Хлебников А. С. Конфликтоустойчивость учителя в поликультурном образовательном пространстве // Бюллетень науки и практики. 2020. Т. 6, № 11. С. 390-395. URL: https://doi.org/10.33619/2414-2948/60/48 (дата обращения: 17.08.2024).

Жуковская Н. А. Развитие конфликтоустойчивости педагога // Известия Саратовского университета. Новая серия. Сер.: Философия. Психология. Педагогика. 2016. Т. 16, № 2. С. 216-220.

Петросянц В. Р. Психологическая характеристика старшеклассников, участников буллинга в образовательной среде, и их жизнестойкость. СПб., 2011. 190 с.

Фетискин Н. П., Козлов В. В., Мануйлов Г. М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. М.: Изд-во Института психотерапии, 2002. 490 с.

Яремчук С. В., Бакина А. В. Взаимосвязь конфликтоустойчивости педагогов и их удовлетворенности отношениями с разными субъектами профессиональной деятельности // Проблемы психологического благополучия: материалы международной научно-практической конференции / отв. ред. С. А. Водяха, Ю. Е. Водяха. Екатеринбург: УрГПУ; Фергана, 2022. С. 189-197.

Калашникова М. Б. Аутопсихологическая компетентность учителя как условие психологической безопасности учащихся // Герценовские чтения: психологические исследования в образовании. 2018. № 1-2. С. 81-87.

The links between students’ relationships with teachers, likeability among peers, and bullying victimization: the intervening role of teacher responsiveness / C. Longobardi at all. // European Journal of Psychology of Education. 2022. Vol. 37 (2). URL: https://doi.org/10.1007/s10212-021-00535-3 (date of request: 17.08.2024).

Jungert T., Piroddi B., Thornberg R. Early adolescents’ motivations to defend victims in school bullying and their perceptions of student-teacher relationships: A self-determination theory approach // Journal of Adolescence. 2016. Vol. 53. URL: https://doi.org/10.1016/j.adolescence.2016.09.001 (date of request: 17.08.2024).

Загрузки

Опубликован

2024-12-05

Выпуск

Раздел

5.3.4. Педагогическая психология, психодиагностика цифровых образовательных сред