ВЗГЛЯДЫ НА СЕМЕЙНОЕ ВОСПИТАНИЕ В ТРУДАХ РОССИЙСКИХ УЧЕНЫХ ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНОГО НАПРАВЛЕНИЯ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX - НАЧАЛА XX в

Авторы

  • Людмила Александровна Грицай Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского

DOI:

https://doi.org/10.37386/2413-4481-2025-3-5-13

Ключевые слова:

семейное воспитание, П. Ф. Лесгафт, И. А. Сикорский, Е. А. Покровский, В. М. Бехтерев, педагогика, физиология, психология, взаимодействие, эмоциональная связь, когнитивное развитие, воспитательная модель, естественно-научный подход

Аннотация

В статье анализируются концепции П. Ф. Лесгафта, И. А. Сикорского, Е. А. Покровского и В. М. Бехтерева, интегрировавших физиологические, психологические и педагогические подходы в создании модели воспитания детей в семье, основное внимание уделяется взаимодействию между родителями и детьми, эмоциональной связи, когнитивному развитию, аксиологической ориентации и деятельностному подходу, подчеркивается роль родителей как главных воспитателей. Исследование демонстрирует актуальность идей ученых для формирования современных моделей воспитания, сочетающих гуманистические и естественно-научные подходы.

Биография автора

Людмила Александровна Грицай, Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского

кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры теории и истории педагогики

Библиографические ссылки

Даведьянова Н. С. Становление и развитие естественнонаучной теории семейного воспитания в России, конец XIX - начало XX вв.: дис. … канд. пед. наук. Владимир, 1995. 254 с.

Воробьева К. Н. Развитие антропологического подхода в педагогике семейного воспитания во второй половине XIX - начале XX вв.: автореф. … канд. пед. наук. М., 2007. 22 с.

Богуславский М. В. П. Ф. Лесгафт - основоположник физического воспитания и семейной педагогики // Вестник образования России. 2022. № 17. С. 71-80.

Бабаян А. В. Теории нравственного воспитания в отечественной педагогике II половины XIX - начала XX вв.: дис. … д-ра пед. наук. Майкоп, 2006. 420 с.

Кабанов В. Л., Тимофеева М. В. П. Ф. Лесгафт о семейном воспитании // Педагогика. 2020. Т. 84, № 11. С. 109-117.

Потапова А. А. Педагогические взгляды П. Ф. Лесгафта на семейное воспитание ребенка // Модернизация российского общества и образования: новые экономические ориентиры, стратегии управления, вопросы правоприменения и подготовки кадров: материалы XXIV Национальной научной конференции (c международным участием), Таганрог, 21-22 апреля 2023 года. Таганрог: Таганрогский институт управления и экономики, 2023. Т. 1. С. 180-182.

Лесгафт П. Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение. М.: Педагогика, 1991. 176 с.

Семейное воспитание ребенка и его значение / Е. С. Илюшина, К. С. Гордеев, А. А. Жидков, П. Ф. Лесгафт // Трибуна ученого. 2021. № 1. С. 689-693.

Копейкина Т. Е. Идея совершенствования личности в педагогическом наследии П. Ф. Лесгафта: автореф. … канд. пед. наук. Архангельск, 2010. 22 с.

Покровский Е. А. Значение детских игр в отношении воспитания и здоровья // Семейное воспитание: хрестоматия / сост. П. А. Лебедев. М.: Академия, 2001. С. 343-347.

Сикорский И. А. Об умственном и нравственном развитии и воспитании детей // Семейное воспитание: хрестоматия: учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / сост. П. А. Лебедев. М.: Академия, 2001. С. 234-239.

Авилова Е. А. Значение семейного воспитания в сохранении нервно-психического здоровья детей раннего и дошкольного возраста в трудах И. А. Сикорского // Инновационные технологии обучения, воспитания и социально-психологических процессов: сборник научных трудов по материалам I Международной научно-практической конференции, Нижний Новгород, 30 июня 2016 года. Н. Новгород: НОО «Профессиональная наука», 2016. С. 4-12.

Бехтерев В. М. Вопросы воспитания в возрасте первого детства // Семейное воспитание: хрестоматия: учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / сост. П. А. Лебедев. М.: Академия, 2001. С. 249-254.

Михашина А. С. Аксиологические основы семейного воспитания в трудах отечественных ученых (первая треть ХХ века) // Историко-педагогический потенциал системы непрерывного педагогического образования: традиции и инновации: сборник научных трудов Международной научно-практической конференции, Москва, 27-28 октября 2023 года. М.: Московский педагогический государственный университет, 2023. С. 28-35.

Сикорский И. А. Педагогическое значение первого детства // Семейное воспитание: хрестоматия: учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / сост. П. А. Лебедев. М.: Академия, 2001. С. 239-249.

Покровский Е. А. Первоначальное физическое воспитание детей. Популярное руководство для матерей. М., 1888. 261 с.

Никольская А. А. И. А. Сикорский. Гармония развития и воспитания // Педагогика. 2004. № 3. С. 76-80.

Загрузки

Опубликован

2025-09-29

Выпуск

Раздел

5.8.1. Общая педагогика, история педагогики и образования