VIEWS ON FAMILY UPBRINGING IN THE WORKS OF RUSSIAN NATURAL SCIENTISTS OF THE LATE 19th - EARLY 20TH CENTURIES
DOI:
https://doi.org/10.37386/2413-4481-2025-3-5-13Keywords:
family education, Peter F. Lesgaft, Ivan A. Sikorsky, Yegor A. Pokrovsky, Vladimir M. Bekhterev, pedagogy, physiology, psychology, interaction, emotional connection, cognitive development, educational model, natural science approachAbstract
This article analyzes the concepts developed by Peter. F. Lesgaft, Ivan A. Sikorsky, Yegor A. Pokrovsky, and Vladimir M. Bekhterev, who integrated physiological, psychological, and pedagogical approaches to construct a comprehensive model of family-based child upbringing. The main focus is parent-child interaction, emotional bonding, cognitive development, value orientation and the activity-based approach. The study highlights the role of parents as primary educators and underscores the importance of their personal example. The findings demonstrate the continued relevance of these scholars’ ideas for shaping contemporary models of family education that combine humanistic and scientific approaches.References
Даведьянова Н. С. Становление и развитие естественнонаучной теории семейного воспитания в России, конец XIX - начало XX вв.: дис. … канд. пед. наук. Владимир, 1995. 254 с.
Воробьева К. Н. Развитие антропологического подхода в педагогике семейного воспитания во второй половине XIX - начале XX вв.: автореф. … канд. пед. наук. М., 2007. 22 с.
Богуславский М. В. П. Ф. Лесгафт - основоположник физического воспитания и семейной педагогики // Вестник образования России. 2022. № 17. С. 71-80.
Бабаян А. В. Теории нравственного воспитания в отечественной педагогике II половины XIX - начала XX вв.: дис. … д-ра пед. наук. Майкоп, 2006. 420 с.
Кабанов В. Л., Тимофеева М. В. П. Ф. Лесгафт о семейном воспитании // Педагогика. 2020. Т. 84, № 11. С. 109-117.
Потапова А. А. Педагогические взгляды П. Ф. Лесгафта на семейное воспитание ребенка // Модернизация российского общества и образования: новые экономические ориентиры, стратегии управления, вопросы правоприменения и подготовки кадров: материалы XXIV Национальной научной конференции (c международным участием), Таганрог, 21-22 апреля 2023 года. Таганрог: Таганрогский институт управления и экономики, 2023. Т. 1. С. 180-182.
Лесгафт П. Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение. М.: Педагогика, 1991. 176 с.
Семейное воспитание ребенка и его значение / Е. С. Илюшина, К. С. Гордеев, А. А. Жидков, П. Ф. Лесгафт // Трибуна ученого. 2021. № 1. С. 689-693.
Копейкина Т. Е. Идея совершенствования личности в педагогическом наследии П. Ф. Лесгафта: автореф. … канд. пед. наук. Архангельск, 2010. 22 с.
Покровский Е. А. Значение детских игр в отношении воспитания и здоровья // Семейное воспитание: хрестоматия / сост. П. А. Лебедев. М.: Академия, 2001. С. 343-347.
Сикорский И. А. Об умственном и нравственном развитии и воспитании детей // Семейное воспитание: хрестоматия: учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / сост. П. А. Лебедев. М.: Академия, 2001. С. 234-239.
Авилова Е. А. Значение семейного воспитания в сохранении нервно-психического здоровья детей раннего и дошкольного возраста в трудах И. А. Сикорского // Инновационные технологии обучения, воспитания и социально-психологических процессов: сборник научных трудов по материалам I Международной научно-практической конференции, Нижний Новгород, 30 июня 2016 года. Н. Новгород: НОО «Профессиональная наука», 2016. С. 4-12.
Бехтерев В. М. Вопросы воспитания в возрасте первого детства // Семейное воспитание: хрестоматия: учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / сост. П. А. Лебедев. М.: Академия, 2001. С. 249-254.
Михашина А. С. Аксиологические основы семейного воспитания в трудах отечественных ученых (первая треть ХХ века) // Историко-педагогический потенциал системы непрерывного педагогического образования: традиции и инновации: сборник научных трудов Международной научно-практической конференции, Москва, 27-28 октября 2023 года. М.: Московский педагогический государственный университет, 2023. С. 28-35.
Сикорский И. А. Педагогическое значение первого детства // Семейное воспитание: хрестоматия: учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / сост. П. А. Лебедев. М.: Академия, 2001. С. 239-249.
Покровский Е. А. Первоначальное физическое воспитание детей. Популярное руководство для матерей. М., 1888. 261 с.
Никольская А. А. И. А. Сикорский. Гармония развития и воспитания // Педагогика. 2004. № 3. С. 76-80.
Downloads
Published
Issue
Section
License
Для публикации статьи в журнале «Вестник Алтайского государственного педагогического университета» автору необходимо заключить лицензионный договор с федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением высшего образования «Алтайский государственный педагогический университет» (ФГБОУ ВО «АлтГПУ»).