СТРАТЕГИЯ СМЫСЛОВОГО ЧТЕНИЯ АНГЛОЯЗЫЧНОГО НАУЧНОГО ТЕКСТА

Авторы

  • Ирина Григорьевна Суханова Алтайский государственный педагогический университет

DOI:

https://doi.org/10.37386/2413-4481-2025-2-61-67

Ключевые слова:

герменевтика, контент-анализ, модель читателя, научный текст, понимание, смысловое чтение

Аннотация

Современному исследователю необходимо изучение зарубежного опыта. Целью данной статьи является описание алгоритма работы с англоязычным научным текстом для аспирантов неязыковых направлений подготовки. Применение методов проблемного изложения и объективной герменевтики позволили разработать стратегию смыслового чтения научного текста на английском языке с учетом жанровой специфики англоязычного научного текста и его языковой репрезентации. В статье предлагается описание модели читателя-исследователя, формирование которой позволяет эффективно применять разработанную стратегию.

Биография автора

Ирина Григорьевна Суханова, Алтайский государственный педагогический университет

кандидат филологических наук, доцент, зав. кафедрой английского языка лингвистического института

Библиографические ссылки

Кулиш В. В., Матвеева Н. А., Тумбаева Н. В. Структура информационной культуры участников образовательного процесса // Вестник Алтайского государственного педагогического университета. 2019. № 3 (40). С. 28-32.

Исследовательская лингводидактика по русскому языку: теория, практика, инновации: монография / Т. М. Балыхина, М. С. Нетесина, С. А. Юрманова [и др.]. М.: Российский университет дружбы народов (РУДН), 2016. 598 с.

ФГОС 44.06.01 Образование и педагогические науки (уровень подготовки кадров высшей квалификации). URL: https://fgos.ru/fgos/fgos-44-06-01-obrazovanie-i-pedagogicheskie-nauki-uroven-podgotovki-kadrov-vysshey-kvalifikacii-902/(дата обращения: 01.03.2025).

Методические рекомендации по вопросам формирования функциональной грамотности. М.: [б. и.], 2022. 136 с.

Методы анализа текста и дискурса / С. Тичер, М. Мейер, Р. Водак, Е. Веттер. Xарьков : Гуманитарный центр, 2009. 356 с.

Блох М. Я., Алешина Е. Ю. Стратегия и тактика объединения дисциплин для исследовательского действия в лингвистике // Язык: мультидисциплинарность научного знания. 2023. № 6. С. 5-10.

Майзенгер Н. В., Суханова И. Г. Современные подходы к обучению чтению оригинального художественного текста // Вестник Алтайского государственного педагогического университета. 2024. № 1 (58). С. 39-45.

Эко У. Роль читателя. Исследования по семиотике текста. СПб.: Симпозиум, 2007. 502 с.

Крюкова О. П. Концептуальное моделирование в лингводидактике: результаты, проблемы, перспективы // Вестник Московского государственного лингвистического университета. 2010. № 600. С. 104-112.

A Longitudinal Randomized Trial of a Sustained Content Literacy Intervention From First to Second Grade: Transfer Effects on Students’ Reading Comprehension / J. S. Kim, M. A. Burkhauser, J. E. Relyea, J. B. Gilbert, E. Scherer // Journal of Educational Psychology, American Psychological Association. 2023. Vol. 115, № 1. Р. 73-98.

Чикова О. А., Максимова О. А., Мельникова М. Л. Структурные модели организации когнитивных навыков в обучении // Вестник Алтайского государственного педагогического университета. 2023. № 3 (56). С. 67-74.

Стеблецова А. О., Науменко Ю. Н. Заголовки английских и русских научных статей: дискурсивно-когнитивные особенности // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Гуманитарные науки. 2019. № 4 (820). С. 161-179.

Кожина М. Н. О речевой системности научного стиля сравнительно с некоторыми другими: учеб. пособие. Пермь: ПГУ, 1972. 395 с.

Котюрова М. П., Баженова Е. А. Культура научной речи: текст и его редактирование: учеб. пособие, 2-е изд., перераб. и доп. М.: Флинта: Наука, 2008. 280 с.

Жеребило Т. В. Словарь лингвистических терминов. Изд. 4-е, испр. и доп. Назрань: Пилигрим, 2005. 376 с.

Серова И. Г. Этнокультурный потенциал эпистемических наречий в английском языке // Функционально-когнитивный анализ языковых единиц и его аппликативный потенциал: материалы II международной научной конференции, Барнаул, 8-10 октября 2014 года. Барнаул: АлтГПА, 2014. С. 265-267.

Porush D. A Short Guide to Writing about Science. New York: HarperCollins College Publishers, 1995. 275 p.

Heffernan K., Teufel S. Identifying Problems and Solutions in Scientific Text // Scientometrics. 2018. Vol. 116, № 2. P. 1367-1382.

Halliday M. A. K. The Language of Science. London, New York: Continuum, 2024. 243 p.

Zwiers J. Building academic language: essential practices for content classrooms. San Francisco: Jossey-Bass; Newark, DE: International Reading Association, 2008. 295 p.

Dudley-Evans T., St John M. J. Developments in English for Specific Purposes. A Multidisciplinary Approach. Cambridge: CUP, 1998. 301 p.

Scarcella R. Academic English: A conceptual framework. URL: https://escholarship.org/uc/item/6pd082d4 (дата обращения: 01.03.2025).

The Great Equalizer. URL: https://www.britannica.com/(дата обращения: 01.03.2025).

Загрузки

Опубликован

2025-06-16

Выпуск

Раздел

5.8.7. Методология и технология профессионального образования