ТЕНЕВЫЕ ПОНЯТИЯ КАК ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ОСНОВА СОДЕРЖАНИЯ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ В ШКОЛЕ - ЭЛЕМЕНТ ПРЕДМЕТНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЯ
DOI:
https://doi.org/10.37386/2413-4481-2025-4-37-41Ключевые слова:
теневые понятия, теневые элементы содержания, содержание обучения, содержательно-методическая линия, резервы общеобразовательного курса, алгебраические структуры, кольцо целых чисел, кольцо многочленов, метод выделения полного квадрата, логическая составляющаяАннотация
В статье рассмотрены скрытые элементы содержания обучения математике в школе, названные теневыми. Отдельные из них - отражение предмета соответствующей научной области - обеспечивают научность изложения материала, другие - более локальные - могут преследовать методические цели. Приведены примеры теневого содержания, выявление и изучение которого способствуют увеличению систематизированности курса. Оценка методической целесообразности выявления и реализации в обучении теневых элементов содержания - актуальное профессиональное умение учителя.Библиографические ссылки
Концепция развития математического образования в Российской Федерации (утв. распоряжением Правительства РФ от 24 декабря 2013 г. № 2506-р. URL: https://docs.edu.gov.ru/document/b18bcc453a2a1f7e855416b198e5e276/download/2744/(дата обращения: 11.11.2025).
Брейтигам Э. К., Кисельников И. В., Кошева Д. П. Реализация Концепции развития математического образования в Алтайском государственном педагогическом университете // Вестник Алтайского государственного педагогического университета. 2016. № 3 (28). С. 93-95.
Блох А. Я. Школьный курс алгебры: метод. разраб. для слушателей ФПК. М.: МГПИ, 1985. 90 с.
Дорофеев Г. В. Математика для каждого / предисл. Л. Д. Кудрявцева. М.: Аякс, 1999. 292 с.
Боровских А. В. О содержании школьного математического образования. От содержимого к содержанию: математика как система мыслительных средств // Вестник Московского университета. Серия 20: Педагогическое образование. 2024. № 2. С. 61-82.
Тыщенко О. А. Выявление и реализация логической составляющей школьного курса математики как неотъемлемая часть профессиональной подготовки учителя // Вестник Алтайского государственного педагогического университета. 2025. № 1 (62). С. 34-38.
Теоретические основы содержания общего среднего образования / М. Н. Скаткин, В. С. Цетлин, В. В. Краевский и др.; под ред. В. В. Краевского, И. Я. Лернера. М.: Педагогика, 1983. 352 с.
Carl N. Brooks Training System Evaluation Using Mathematical Models // Educational Technology. 1969. Vol. 9, No. 6: Applying Systems Engineering Techniques to Education and Trainning. Pp. 54-61.
Ильина Т. А. Структурно-системный подход в организации обучения. М.: Знание, 1973. Вып. 3. 78 с.
Профессиональная ориентация школьников и студентов на педагогическую деятельность в математическом образовании: коллективная монография / под ред. Э. К. Брейтигам, И. В. Кисельникова. Барнаул: АлтГПУ, 2017. 216 с.
Федеральная рабочая программа основного общего образования. Математика (базовый уровень) (для 5-9 классов образовательных организаций). М., 2023. 106 с.
Федеральная рабочая программа основного общего образования. Математика (углубленный уровень) (для 7-9 классов образовательных организаций). М., 2023. 101 с.
Алгебра: сборник рабочих программ. 7-9 классы : пособие для учителей общеобразоват. организаций / [сост. Т. А. Бурмистрова]. 2-е изд., доп. М.: Просвещение, 2014. 96 с.
Загрузки
Опубликован
Выпуск
Раздел
Лицензия
Для публикации статьи в журнале «Вестник Алтайского государственного педагогического университета» автору необходимо заключить лицензионный договор с федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением высшего образования «Алтайский государственный педагогический университет» (ФГБОУ ВО «АлтГПУ»).
