РАЗВИТИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОБ ОДАРЕННОСТИ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПЕДАГОГИКЕ ХХ ВЕКА

Авторы

  • Софья Петровна Смирнова Ярославский государственный педагогический университет им. К. Д. Ушинского

DOI:

https://doi.org/10.37386/2413-4481-2025-4-26-30

Ключевые слова:

одаренность, детская одаренность, творческая одаренность, интеллектуальная одаренность, развитие одаренности, способности

Аннотация

Изменения в понимании сущности одаренности происходили на каждом историческом отрезке начиная с античного периода и по настоящее время. Вопрос подхода к толкованию данного термина и в современном мире является дискуссионным. Насыщенное развитие осмысления данного феномена в отечественной педагогике приходится на ХХ век. В статье проанализированы ключевые подходы к пониманию данного феномена в советский и постсоветский периоды. Автором показаны сходства и различия в зависимости от выделения ядра одаренности. Представлены и охарактеризованы основные направления развития одаренности.

Биография автора

Софья Петровна Смирнова, Ярославский государственный педагогический университет им. К. Д. Ушинского

аспирант, кафедра теории и истории педагогики

Библиографические ссылки

Смирнова С. П. Развитие представлений об одаренности на разных этапах исторического развития // Современные тенденции развития образования: сборник статей второй международной научно-практической конференции аспирантов и магистрантов, Ярославль, 05-06 апреля 2024 года. Ярославль: Ярославский государственный педагогический университет им. К. Д. Ушинского, 2024. С. 100-107.

Сундеева Л. А., Потапова М. Ю. К вопросу о современных подходах к определению детской одаренности // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2024. Т. 13, № 1 (46). С. 104-106.

Численность детей и молодежи в возрасте от 7 до 35 лет, ставших победителями или призерами олимпиад и иных конкурсных мероприятий, включенных в перечни федеральных органов исполнительной власти, имеющих зарегистрированные результаты интеллектуальной деятельности, являющиеся авторами статей в научном международном или всероссийском издании, в том числе издании, индексируемом в международных базах данных (Web of Science, Scopus и др.), а также получивших премии и стипендии (именные, Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации), исключая двойной учет детей и молодежи, на конец отчетного периода. URL: https://талантыроссии.рф/uploads/files/Отчеты/Методика%20НацЦели/2023-12-25_gir_ukaz68.pdf (дата обращения: 20.02.2025).

Grigorenko E. L., Jeltova I. Systemic Approaches to Giftedness: Contributions of Russian Psychology // Conceptions of Giftedness. Cambridge University Press. 2005. P. 171-186.

Batchaeva K. K., Muskhanova I. V., Yakhyaeva A. K. Considerations On Intellectual Giftedness In National And Global Practice // Social and Cultural Transformations in the Context of Modern Globalism (SCTCMG 2022). European Proceedings of Social and Behavioural Sciences. European Publisher. 2022. Vol. 128. Р. 93-99.

Гондусова Е. О., Булгакова Е. Г. Феномен одаренности детей // Символ науки: международный научный журнал. 2021. № 12-2. С. 34-35.

Хамедова Ю. Р. Развитие способностей. Одаренность // Наука, техника и образование. 2020. № 1 (65). С. 65-70.

Чернова А. Р. Ретроспективный обзор методов диагностирования одаренности с проекцией на современное состояние проблемы // Преподаватель XXI век. 2024. № 2-1. С. 90-102.

Смирнова С. П. Эволюция представлений об одаренности // Педагогика и психология современного образования: теория и практика: материалы научной конференции, Ярославль, 01-31 июля 2024 года. Ярославль: Ярославский государственный педагогический университет им. К. Д. Ушинского. 2024. С. 51-57.

Богоявленская Д. Б. От усвоения к пониманию, а затем к творчеству // Подготовка школьника-исследователя в современных областях знаний: научно-методический сборник. М.: Научно-техническая ассоциация «Актуальные проблемы фундаментальных наук», 2023. Т. 1. С. 82-96.

Феномен выдающихся достижений: современные подходы к выявлению и сопровождению одаренных детей: монография / А. А. Попов, М. С. Аверков, П. П. Глухов, С. В. Ермаков. М.: URSS, 2017. 100 с.

Россолимо Г. И. Психологические профили: Метод колич. исслед. психич. процессов в нормал. и патол. состояниях. Ч. 1. Методика. СПб.: Тип. М. А. Александрова, 1910. 51 с.

Соколов П. П. Исследование умственного уровня детей: (Новая измерительная скала по методу Бинэ-Симона) / предисл.: проф. Н. Виноградов. М.: Мир, 1925. 56 с.

Лазурский А. Ф. Классификация личностей / под ред. М. Я. Басова, В. Н. Мясищева. М.: Юрайт, 2025. 274 с.

Шадриков В. Д. Способности и одаренность человека: монография. М.: Институт психологии РАН, 2019. 274 с.

Бабаева Ю. Д. Динамическая теория одаренности (основные современные концепции творчества и одаренности) / под ред. Д. Б. Богоявленской. М.: Молодая гвардия, 1997. 416 с.

Крутецкий В. А. Психология математических способностей школьников / под ред. Н. И. Чуприковой. М.: Институт практической психологии; Воронеж: МОДЭК, 1998. 411 с.

Каптерев П. Ф. Избранные педагогические сочинения / под ред. А. М. Арсеньева. М.: Педагогика. 1982. 740 с.

Ананьев Б. Г. Очерки психологии. Л.: Лениздат, 1945. 160 с.

Матюшкин А. М. Концепция творческой одаренности // Вопросы психологии. 1989. № 6. С. 29-33.

Богоявленская Д. Б. 3.3. Мышление, творчество, одаренность // Теория и практика трансдисциплинарных исследований в сфере педагогического образования: учебно-методическое пособие. М.: Московский педагогический государственный университет, 2022. С. 200-206.

Богоявленская Д. Б. От дара к одаренности: от слова к понятию // Проблемы современного образования. 2024. № 2. С. 33-38.

Богоявленская Д. Б. От усвоения к творчеству // Исследовательское образование в школе: первый этап. Проблемы, задачи, перспективы: сборник трудов Российской педагогической конференции, Москва, Реутов, 03-05 апреля 2023 года. М.: Научно-техническая ассоциация «Актуальные проблемы фундаментальных наук», 2023. С. 19-23.

Холодная М. А. Психология интеллекта. Парадоксы исследования. 2-е изд., доп. и перераб. СПб. [и др.]: Питер, 2002. 264 с.

Буйлова Н. Л. Анализ рабочей концепции одаренности // Молодой ученый. 2020. № 9 (299). С. 156-157.

Рабочая концепция одаренности. 2-е изд., расш. и перераб. М., 2003. 95 с.

Загрузки

Опубликован

2025-12-05

Выпуск

Раздел

5.8.1. Общая педагогика, история педагогики и образования