THE EVOLUTION OF IDEAS ABOUT GIFTEDNESS IN 20TH-CENTURY RUSSIAN PEDAGOGY

Authors

  • Sofiya P. Smirnova Yaroslavl State Pedagogical University named after K. D. Ushinsky

DOI:

https://doi.org/10.37386/2413-4481-2025-4-26-30

Keywords:

giftedness, gifted children, creative giftedness, intellectual giftedness, development of giftedness, abilities

Abstract

The understanding of giftedness has changed throughout history, from antiquity to the present day. In the modern world, approaches to interpreting this concept remain a matter of debate. The most intensive development of ideas about giftedness in Russian pedagogy occurred in the 20th century. This article analyzes key approaches to understanding the phenomenon in the Soviet and post-Soviet periods. It highlights both similarities and differences, depending on how the core of giftedness is defined. The main directions in the study and development of giftedness are outlined and characterized.

Author Biography

Sofiya P. Smirnova, Yaroslavl State Pedagogical University named after K. D. Ushinsky

аспирант, кафедра теории и истории педагогики

References

Смирнова С. П. Развитие представлений об одаренности на разных этапах исторического развития // Современные тенденции развития образования: сборник статей второй международной научно-практической конференции аспирантов и магистрантов, Ярославль, 05-06 апреля 2024 года. Ярославль: Ярославский государственный педагогический университет им. К. Д. Ушинского, 2024. С. 100-107.

Сундеева Л. А., Потапова М. Ю. К вопросу о современных подходах к определению детской одаренности // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2024. Т. 13, № 1 (46). С. 104-106.

Численность детей и молодежи в возрасте от 7 до 35 лет, ставших победителями или призерами олимпиад и иных конкурсных мероприятий, включенных в перечни федеральных органов исполнительной власти, имеющих зарегистрированные результаты интеллектуальной деятельности, являющиеся авторами статей в научном международном или всероссийском издании, в том числе издании, индексируемом в международных базах данных (Web of Science, Scopus и др.), а также получивших премии и стипендии (именные, Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации), исключая двойной учет детей и молодежи, на конец отчетного периода. URL: https://талантыроссии.рф/uploads/files/Отчеты/Методика%20НацЦели/2023-12-25_gir_ukaz68.pdf (дата обращения: 20.02.2025).

Grigorenko E. L., Jeltova I. Systemic Approaches to Giftedness: Contributions of Russian Psychology // Conceptions of Giftedness. Cambridge University Press. 2005. P. 171-186.

Batchaeva K. K., Muskhanova I. V., Yakhyaeva A. K. Considerations On Intellectual Giftedness In National And Global Practice // Social and Cultural Transformations in the Context of Modern Globalism (SCTCMG 2022). European Proceedings of Social and Behavioural Sciences. European Publisher. 2022. Vol. 128. Р. 93-99.

Гондусова Е. О., Булгакова Е. Г. Феномен одаренности детей // Символ науки: международный научный журнал. 2021. № 12-2. С. 34-35.

Хамедова Ю. Р. Развитие способностей. Одаренность // Наука, техника и образование. 2020. № 1 (65). С. 65-70.

Чернова А. Р. Ретроспективный обзор методов диагностирования одаренности с проекцией на современное состояние проблемы // Преподаватель XXI век. 2024. № 2-1. С. 90-102.

Смирнова С. П. Эволюция представлений об одаренности // Педагогика и психология современного образования: теория и практика: материалы научной конференции, Ярославль, 01-31 июля 2024 года. Ярославль: Ярославский государственный педагогический университет им. К. Д. Ушинского. 2024. С. 51-57.

Богоявленская Д. Б. От усвоения к пониманию, а затем к творчеству // Подготовка школьника-исследователя в современных областях знаний: научно-методический сборник. М.: Научно-техническая ассоциация «Актуальные проблемы фундаментальных наук», 2023. Т. 1. С. 82-96.

Феномен выдающихся достижений: современные подходы к выявлению и сопровождению одаренных детей: монография / А. А. Попов, М. С. Аверков, П. П. Глухов, С. В. Ермаков. М.: URSS, 2017. 100 с.

Россолимо Г. И. Психологические профили: Метод колич. исслед. психич. процессов в нормал. и патол. состояниях. Ч. 1. Методика. СПб.: Тип. М. А. Александрова, 1910. 51 с.

Соколов П. П. Исследование умственного уровня детей: (Новая измерительная скала по методу Бинэ-Симона) / предисл.: проф. Н. Виноградов. М.: Мир, 1925. 56 с.

Лазурский А. Ф. Классификация личностей / под ред. М. Я. Басова, В. Н. Мясищева. М.: Юрайт, 2025. 274 с.

Шадриков В. Д. Способности и одаренность человека: монография. М.: Институт психологии РАН, 2019. 274 с.

Бабаева Ю. Д. Динамическая теория одаренности (основные современные концепции творчества и одаренности) / под ред. Д. Б. Богоявленской. М.: Молодая гвардия, 1997. 416 с.

Крутецкий В. А. Психология математических способностей школьников / под ред. Н. И. Чуприковой. М.: Институт практической психологии; Воронеж: МОДЭК, 1998. 411 с.

Каптерев П. Ф. Избранные педагогические сочинения / под ред. А. М. Арсеньева. М.: Педагогика. 1982. 740 с.

Ананьев Б. Г. Очерки психологии. Л.: Лениздат, 1945. 160 с.

Матюшкин А. М. Концепция творческой одаренности // Вопросы психологии. 1989. № 6. С. 29-33.

Богоявленская Д. Б. 3.3. Мышление, творчество, одаренность // Теория и практика трансдисциплинарных исследований в сфере педагогического образования: учебно-методическое пособие. М.: Московский педагогический государственный университет, 2022. С. 200-206.

Богоявленская Д. Б. От дара к одаренности: от слова к понятию // Проблемы современного образования. 2024. № 2. С. 33-38.

Богоявленская Д. Б. От усвоения к творчеству // Исследовательское образование в школе: первый этап. Проблемы, задачи, перспективы: сборник трудов Российской педагогической конференции, Москва, Реутов, 03-05 апреля 2023 года. М.: Научно-техническая ассоциация «Актуальные проблемы фундаментальных наук», 2023. С. 19-23.

Холодная М. А. Психология интеллекта. Парадоксы исследования. 2-е изд., доп. и перераб. СПб. [и др.]: Питер, 2002. 264 с.

Буйлова Н. Л. Анализ рабочей концепции одаренности // Молодой ученый. 2020. № 9 (299). С. 156-157.

Рабочая концепция одаренности. 2-е изд., расш. и перераб. М., 2003. 95 с.

Published

2025-12-05

Issue

Section

5.8.1. Общая педагогика, история педагогики и образования