НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОСМЫСЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ «ЦЕННОСТНОЕ ОТНОШЕНИЕ»

Авторы

  • Виктория Васильевна Неволина Оренбургский государственный университет
  • Сергей Олегович Жуйков Оренбургский государственный университет

DOI:

https://doi.org/10.37386/2413-4481-2025-3-29-35

Ключевые слова:

ценность, отношение, ценностное отношение, ценностные ориентации, обзор исследований

Аннотация

Цель исследования - осуществить междисциплинарный анализ понятия «ценностное отношение» на основе анализа трактовки данного феномена в философии, социологии, психологии и педагогике. Научная новизна заключается в научно-педагогическом осмыслении понятия «ценностное отношение», систематизации теоретического материала, позволяющей выявить его сущностное понимание в различных областях знаний. Обращение к феномену «ценностное отношение» с позиции педагогики подчеркивает значимость формирования ценностного отношения подрастающего поколения к объектам и предметам действительности.

Биографии авторов

Виктория Васильевна Неволина, Оренбургский государственный университет

доктор педагогических наук, доцент, зав. кафедрой общей и профессиональной педагогики

Сергей Олегович Жуйков, Оренбургский государственный университет

аспирант кафедры общей и профессиональной педагогики

Библиографические ссылки

Франкл В. Э. Воля к смыслу. М.: ЭКСМО-Пресс; Апрель-Пресс, 2000. 366 с.

Афанасьев А. В. Научные подходы к исследованию понятия «ценностное отношение» // Мир науки, культуры, образования. 2010. № 1 (20). С. 194-197.

Тугаринов В. П. Избранные философские труды. Л.: Изд-во Ленинградского университета, 1988. 344 с.

Каган М. С. Философская теория ценности. СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 1997. 205 с.

Сухина И. Г. Ценности как мировоззренческие ориентиры человеческого бытия // Вестник ДонНУ. Сер. Б: Гуманитарные науки. 2023. № 2. С. 53-64.

Янгирова В. М., Шамигулова О. А. Гражданско-правовое образование как средство формирования ценностного отношения к миру у обучающихся // Научное обозрение. Педагогические науки. 2016. № 4. С. 90-107.

Здравомыслов А. Г. Потребности, интересы, ценности. М.: Политиздат, 1986. 223 с.

Елишев С. О. Изучение понятий «ценность», «ценностные ориентации» в междисциплинарном аспекте // Ценности и смыслы. 2011. № 2 (11). С. 82-96.

Аль-Янаи Е. К. Сущность и генезис понятий «ценность», «ценностные ориентации», «ценностное отношение» в педагогике // Мир науки. Педагогика и психология. 2020. № 4. URL: https://mir-nauki.com/PDF/59PDMN420.pdf (дата обращения: 13.05.2025).

Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер. 2002. 720 с.

Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Смысл: Академия, 2005. 352 с.

Яницкий М. С. Ценностные ориентации личности как динамическая система. М.: Прогресс, 2017. 223 с.

Шамионов Р. М., Аренков А. П. Ценностные отношения и гражданская идентичность молодежи // Человек. Сообщество. Управление. 2016. Т. 17, № 3. С. 35-48.

Черкалина Е. В. Субъективное отношение: понятие, сущность, структура. URL: https://superinf.ru/view_helpstud.php?id=2383 (дата обращения: 13.05.2025).

Барсукова А. А., Мазурчук Е. О., Мазурчук Н. И. Ценностное отношение как психолого-педагогическое понятие // Актуальные проблемы психологии личности: сборник научных трудов / под науч. ред. Н. Н. Васягиной, Е. Н. Григорян. Екатеринбург, 2021. С. 31-35.

Артюшина М. Н. Диагностика ценностного отношения // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 12. Психология. Социология. Педагогика. 2010. № 3. С. 65-70.

Холодкова О. Г. Типы ценностного отношения к людям у подростков // Мир науки, культуры, образования. 2015. № 2 (51). С. 318-321.

Макаренко А. С. Педагогические сочинения: в 8 т. / редкол. М. И. Кондаков и др. М., 1984. Т. 3. 512 с.

Бабурова И. В. «Отношение» как педагогическая категория // Омский педагогический вестник. 2006. № 8 (45). С. 274-276.

Сластенин В. А., Чижакова Г. И. Введение в педагогическую аксиологию: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Академия, 2003. 192 с.

Чижакова Г. И. Аксиология профессионально-педагогического образования // Вестник КГПУ им. В. П. Астафьева. 2013. № 2. С. 46-55.

Щукина Г. И. Актуальные вопросы формирования интереса в обучении: учеб. пособие. М.: Академия, 1984. 310 с.

Щуркова Н. Е. Воспитание детей в школе: новые подходы и новые технологии. М.: Новая школа, 1998. 61 с.

Кирьякова А. В. Теория ориентации личности в мире ценностей. Оренбург, 1996. 188 с.

Репринцев А. В. Ценностное отношение личности к действительности как продукт интериоризации ценностей и норм культуры // Теоретико-методические основания экзистенциальной педагогики: коллективная монография: в 2 т. Ярославль: РИО ЯГПУ, 2023. Т. 1. С. 109-143.

Разбегаева Л. П. Ценностные основания гуманитарного образования. Волгоград: Перемена, 2001. 289 с.

Постников П. Г. О роли исторической культуры общества в развитии ценностного отношения учащихся к социальным институтам // Историко-педагогические чтения. 2016. № 20-3. С. 163-172.

Романов П. Ю. Хабибулин Д. А. Ценностное отношение: подходы к исследованию // Вестник ЧГПУ. 2011. № 12-2. С. 173-183.

Ахмадеева Р. А. Формирование ценностного отношения к искусству в процессе педагогического общения: на материале музыкальной подготовки учителей начальных классов: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.01. М.: Российская академия образования, 1996. 20 с.

Минияров В. M., Шакурова A. A. Ценностное отношение личности к своему психологическому здоровью: подходы к определению // Вестник университета. 2024. № 3. С. 213-220.

Ковешникова О. Т. Ценностное отношение к Отечеству как личностный результат обучения истории // Восемнадцатая Всероссийская студенческая научно-практическая конференция Нижневартовского государственного университета: статьи докладов. Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гос. ун-та, 2016. С. 321-325.

Косова А. А., Елкин С. М. Формирование у школьников ценностного отношения к малой Родине // Педагогическое образование: история, современность, перспективы: сборник статей по материалам IX Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Педагогическое образование: история, современность, перспективы». Великий Новгород: Новгородский гос. университет им. Ярослава Мудрого, 2018. С. 93-98.

Загрузки

Опубликован

2025-09-29

Выпуск

Раздел

5.8.1. Общая педагогика, история педагогики и образования