SCIENTIFIC AND PEDAGOGICAL INTERPRETATION OF THE “VALUE ATTITUDE” CONCEPT

Authors

  • Victoria V. Nevolina Orenburg State University
  • Sergey O. Zhuikov Orenburg State University

DOI:

https://doi.org/10.37386/2413-4481-2025-3-29-35

Keywords:

value, attitude, value attitude, value orientations, literature review

Abstract

The aim of this study is to conduct an interdisciplinary analysis of the concept of “value attitude” through the lens of its interpretation in philosophy, sociology, psychology and pedagogy. The scientific novelty lies in offering a pedagogical and theoretical conceptualization of “value attitude” and systematizing theoretical material to reveal its essential meaning across various disciplines. A pedagogical perspective on the phenomenon emphasizes the importance of fostering value-based attitudes in the younger generation toward objects and phenomena of reality.

Author Biographies

Victoria V. Nevolina, Orenburg State University

доктор педагогических наук, доцент, зав. кафедрой общей и профессиональной педагогики

Sergey O. Zhuikov, Orenburg State University

аспирант кафедры общей и профессиональной педагогики

References

Франкл В. Э. Воля к смыслу. М.: ЭКСМО-Пресс; Апрель-Пресс, 2000. 366 с.

Афанасьев А. В. Научные подходы к исследованию понятия «ценностное отношение» // Мир науки, культуры, образования. 2010. № 1 (20). С. 194-197.

Тугаринов В. П. Избранные философские труды. Л.: Изд-во Ленинградского университета, 1988. 344 с.

Каган М. С. Философская теория ценности. СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 1997. 205 с.

Сухина И. Г. Ценности как мировоззренческие ориентиры человеческого бытия // Вестник ДонНУ. Сер. Б: Гуманитарные науки. 2023. № 2. С. 53-64.

Янгирова В. М., Шамигулова О. А. Гражданско-правовое образование как средство формирования ценностного отношения к миру у обучающихся // Научное обозрение. Педагогические науки. 2016. № 4. С. 90-107.

Здравомыслов А. Г. Потребности, интересы, ценности. М.: Политиздат, 1986. 223 с.

Елишев С. О. Изучение понятий «ценность», «ценностные ориентации» в междисциплинарном аспекте // Ценности и смыслы. 2011. № 2 (11). С. 82-96.

Аль-Янаи Е. К. Сущность и генезис понятий «ценность», «ценностные ориентации», «ценностное отношение» в педагогике // Мир науки. Педагогика и психология. 2020. № 4. URL: https://mir-nauki.com/PDF/59PDMN420.pdf (дата обращения: 13.05.2025).

Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер. 2002. 720 с.

Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Смысл: Академия, 2005. 352 с.

Яницкий М. С. Ценностные ориентации личности как динамическая система. М.: Прогресс, 2017. 223 с.

Шамионов Р. М., Аренков А. П. Ценностные отношения и гражданская идентичность молодежи // Человек. Сообщество. Управление. 2016. Т. 17, № 3. С. 35-48.

Черкалина Е. В. Субъективное отношение: понятие, сущность, структура. URL: https://superinf.ru/view_helpstud.php?id=2383 (дата обращения: 13.05.2025).

Барсукова А. А., Мазурчук Е. О., Мазурчук Н. И. Ценностное отношение как психолого-педагогическое понятие // Актуальные проблемы психологии личности: сборник научных трудов / под науч. ред. Н. Н. Васягиной, Е. Н. Григорян. Екатеринбург, 2021. С. 31-35.

Артюшина М. Н. Диагностика ценностного отношения // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 12. Психология. Социология. Педагогика. 2010. № 3. С. 65-70.

Холодкова О. Г. Типы ценностного отношения к людям у подростков // Мир науки, культуры, образования. 2015. № 2 (51). С. 318-321.

Макаренко А. С. Педагогические сочинения: в 8 т. / редкол. М. И. Кондаков и др. М., 1984. Т. 3. 512 с.

Бабурова И. В. «Отношение» как педагогическая категория // Омский педагогический вестник. 2006. № 8 (45). С. 274-276.

Сластенин В. А., Чижакова Г. И. Введение в педагогическую аксиологию: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Академия, 2003. 192 с.

Чижакова Г. И. Аксиология профессионально-педагогического образования // Вестник КГПУ им. В. П. Астафьева. 2013. № 2. С. 46-55.

Щукина Г. И. Актуальные вопросы формирования интереса в обучении: учеб. пособие. М.: Академия, 1984. 310 с.

Щуркова Н. Е. Воспитание детей в школе: новые подходы и новые технологии. М.: Новая школа, 1998. 61 с.

Кирьякова А. В. Теория ориентации личности в мире ценностей. Оренбург, 1996. 188 с.

Репринцев А. В. Ценностное отношение личности к действительности как продукт интериоризации ценностей и норм культуры // Теоретико-методические основания экзистенциальной педагогики: коллективная монография: в 2 т. Ярославль: РИО ЯГПУ, 2023. Т. 1. С. 109-143.

Разбегаева Л. П. Ценностные основания гуманитарного образования. Волгоград: Перемена, 2001. 289 с.

Постников П. Г. О роли исторической культуры общества в развитии ценностного отношения учащихся к социальным институтам // Историко-педагогические чтения. 2016. № 20-3. С. 163-172.

Романов П. Ю. Хабибулин Д. А. Ценностное отношение: подходы к исследованию // Вестник ЧГПУ. 2011. № 12-2. С. 173-183.

Ахмадеева Р. А. Формирование ценностного отношения к искусству в процессе педагогического общения: на материале музыкальной подготовки учителей начальных классов: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.01. М.: Российская академия образования, 1996. 20 с.

Минияров В. M., Шакурова A. A. Ценностное отношение личности к своему психологическому здоровью: подходы к определению // Вестник университета. 2024. № 3. С. 213-220.

Ковешникова О. Т. Ценностное отношение к Отечеству как личностный результат обучения истории // Восемнадцатая Всероссийская студенческая научно-практическая конференция Нижневартовского государственного университета: статьи докладов. Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гос. ун-та, 2016. С. 321-325.

Косова А. А., Елкин С. М. Формирование у школьников ценностного отношения к малой Родине // Педагогическое образование: история, современность, перспективы: сборник статей по материалам IX Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Педагогическое образование: история, современность, перспективы». Великий Новгород: Новгородский гос. университет им. Ярослава Мудрого, 2018. С. 93-98.

Published

2025-09-29

Issue

Section

5.8.1. Общая педагогика, история педагогики и образования