ДИДАКТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ВНЕДРЕНИЯ ЦИФРОВЫХ УЧЕБНИКОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС ВОЕННОГО ВУЗА

Авторы

  • Ольга Вилоровна Раецкая Филиал военного учебно-научного центра Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» в г. Сызрани
  • Ульяна Ивановна Кулянина Филиал военного учебно-научного центра Военно-воздушных Сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» в г. Сызрани https://orcid.org/0000-0002-7734-0842
  • Андрей Константинович Илюшин Филиал военного учебно-научного центра Военно-воздушных Сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» в г. Сызрани https://orcid.org/0000-0002-3351-6711

DOI:

https://doi.org/10.37386/2413-4481-2022-1-24-29

Ключевые слова:

учебное пособие, цифровой учебник, гипертекстовая технология, обучающая технология, качество образования, воспитание

Аннотация

В статье рассматривается проблема внедрения в образовательный процесс военного вуза цифровых учебников. Информатизация военного образования выявляет цифровое неравенство обучающихся военных вузов, как следствие, определяет жесткие требования для цифрового учебника в образовательных учреждениях МО РФ. Цифровые учебники ежегодно проходят процедуру актуализации, обновляются и лишь при наличии положительной рецензии могут использоваться один учебный год в вузе. Результаты проведенных опросов обучающихся и преподавательских составов двух военных вузов МО РФ подтвердили гипотезу, что использование цифровых учебников требует разработанных дидактических условий для внедрения инновационных учебных пособий в вузе и методических рекомендаций для использования обучающимися этих современных пособий.

Биографии авторов

Ольга Вилоровна Раецкая, Филиал военного учебно-научного центра Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» в г. Сызрани

кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры математики и естественнонаучных дисциплин

Ульяна Ивановна Кулянина, Филиал военного учебно-научного центра Военно-воздушных Сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» в г. Сызрани

кандидат исторических наук, старший преподаватель кафедры военно-политической работы в войсках (силах)

Андрей Константинович Илюшин, Филиал военного учебно-научного центра Военно-воздушных Сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» в г. Сызрани

преподаватель кафедры русского языка

Библиографические ссылки

Овчинникова К. Р. Учебник и электронный учебник: исторический экскурс // Сибирский педагогический журнал. 2007. № 8. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/uchebnik-i-elektronnyy-uchebnik-istoricheskiy-ekskurs (дата обращения: 11.02.2022).

Electronic versus traditional print textbooks: A comparison study on the influence of university students’ learning / A. J. Rockinson-Szapkiw, J. Courduff, K. Carter, D. Bennett // Computers & Education. 2013. Vol. 63. P. 259-266.

Junco R., Clem C. Predicting course outcomes with digital textbook usage data // The Internet and Higher Education. 2015. Vol. 27. P. 54-63.

Books or laptops? The effect of shifting from printed to digital delivery of educational content on learning / R.Bando, F. Gallego, P. Gertler, D. R. Fonseca // Economics of Education Review. 2017. Vol. 61. P. 162-173.

Sheen K. A., Luximon Ya. Effect of in-app components, medium, and screen size of electronic textbooks on reading performance, behavior, and perception // Displays. 2021. Vol. 66. Article number 101986.

Аленичева Е., Монастырев Н. Электронный учебник (проблемы создания и оценки качества) // Высшее образование в России. 2001. № 1. С. 121-123.

On powerpointers, clickerers, and digital pros: Investigating the initiation of digital learning activities by teachers in higher education / A. Lohr, M. Stadler, F. Schultz-Pernice // Computers in Human Behavior. 2021. Vol. 119. Article number 106715. URL: https://doi.org/10.1016/j.chb.2021.106715 (дата обращения: 11.02.2022).

Verkijika S. F. Digital textbooks are useful but not everyone wants them: The role of technostress // Computers & Education. 2019. Vol. 140. Article number 103591. URL: https://doi.org/10.1016/j.compedu.2019.05.017 (дата обращения: 11.02.2022).

The role of textbook learning resources in e-learning: A taxonomic study / K. H. Lau, T. Lam, B. H. Kam // Computers & Education. 2018. Vol. 118. P. 10-24.

Lacka E., Wong T. C., Haddoud M. Ya. Can digital technologies improve students’ efficiency? Exploring the role of Virtual Learning Environment and Social Media use in Higher Education // Computers & Education. 2021. Vol. 163. Article number 104099. URL: https://doi.org/10.1016/j.compedu.2020.104099 (дата обращения: 11.02.2022).

Baron N. S. Know what? How digital technologies undermine learning and remembering // Journal of Pragmatics. 2021. Vol. 175. P. 27-37.

Bawa P. Learning in the age of SARS-COV-2: A quantitative study of learners’ performance in the age of emergency remote teaching // Computers and Education. 2020. Vol. 1. Article number 100016. URL: https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC7649631/(дата обращения: 11.02.2022).

Ivanov I., Cobo Je. C., Kosonogova M. Implementation of developmental education in the digital learning environment // Procedia Computer Science. 2020. Vol. 172. P. 517-522.

Sheen K. A., Luximon Ya. Relationship between Academic Discipline and User Perception of the Future of Electronic Textbooks // Procedia Manufacturing. 2015. Vol. 3. P. 5845-5850.

Kropman M., Schoch H. P., Teoh Ha. Ya. An Experience in E-learning: Using an Electronic Textbook // In Beyond the Comfort Zone. ASCILITE Annu Conf. Perth, 2004. Р. 512-515.

Rai R. S., Selnes F. Conceptualizing task-technology fit and the effect on adoption - A case study of a digital textbook service // Information & Management. 2019. Vol. 56, Issue 8. Article number 103161.

Robert W. S., Baker-Eveleth L. Students’ expectation, confirmation, and continuance intention to use electronic textbooks // Computers in Human Behavior. 2013. Vol. 29. Issue 3. P. 984-990.

Беляев М. И. Из опыта создания электронных учебников. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/iz-opyta-sozdaniya-elektronnyh-uchebnikov (дата обращения: 11.02.2022).

Ладынина О. А., Алексахин С. В., Тармин В. А. Внедрение электронных учебников в образовательные учреждения. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vnedrenie-elektronnyh-uchebnikov-v-obrazovatelnye-uchrezhdeniya (дата обращения: 11.02.2022).

Раецкая О. В. Информационная среда современного военного вуза. URL: https://mir-nauki.com/PDF/67PDMN517.pdf (дата обращения: 11.02.2022).

Федосеев А. А. Эффективный электронный учебник. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/effektivnyy-elektronnyy-uchebnik (дата обращения: 11.02.2022).

Ильина М. А. Электронные учебные пособия и их важность в учебном процессе // Информационно-коммуникационные технологии в педагогическом образовании. 2012. № 3. С. 102-103.

Марченко А. Л. Актуальные вопросы разработки и использования электронных изданий и ресурсов в обучении электротехнике и электронике в вузе. URL: http://e.lanbook.com/book/1183 (дата обращения 11.02.2022).

Пискунова А. И. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX в.: учеб. пособие для пед. учеб. заведений. М.: Эфесс, 2007. 496 с.

Козлова Е. И. Электронные учебные издания в современном вузе: учебно-методическое пособие. М.: Форум, 2014. 207 с.

Кручинин В. В. Компьютерные технологии в науке, образовании и производстве электронной техники. URL: http://e.lanbook.com/book/4945 (дата обращения 11.02.2022).

Макаров Р. Ю. Электронные учебные издания: характеристика и особенности подготовки // Общая и социальная педагогика. 2015. № 10. С. 56-60.

Электронный учебник: понятия, структура, требования / под ред. С. Н. Бутылина. 2-е изд., испр. и доп. М.: Академия, 2017. 300 с.

Колесникова Е. А. Проблемы современных электронных учебных изданий // Вестник Таджикского национального университета: серия гуманитарных наук. 2014. № 3. С. 213-215.

Загрузки

Опубликован

2022-03-05

Выпуск

Раздел

Педагогические науки: Методология и технология профессионального образования