ОТ КАЗАХСКОЙ ССР ДО «НЕЗАВИСИМОГО» КАЗАХСТАНА: УЧЕБНИК ПО ИСТОРИИ КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ

Авторы

  • Валентина Владимировна Ключарева Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского, Омская лаборатория археологии, этнографии и музееведения Института археологии и этнографии Сибирского отделения Российской академии наук

DOI:

https://doi.org/10.37386/2413-4481-2022-2-96-102

Ключевые слова:

учебники по истории, национальная идентичность, Казахская ССР, Республика Казахстан

Аннотация

Статья посвящена проблеме формирования национальной идентичности посредством учебников по истории Республики Казахстан. Влияние учебника по истории на национальную идентичность рассматривается сквозь призму технологий Memory Studies (исследования памяти). Проведен сравнительный анализ советских и современных учебников. Выявлена динамика использования терминов, формирующих представление «о трагическом прошлом» Казахстана.

Биография автора

Валентина Владимировна Ключарева, Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского, Омская лаборатория археологии, этнографии и музееведения Института археологии и этнографии Сибирского отделения Российской академии наук

аспирант, инженер-исследователь

Библиографические ссылки

Послание Президента Федеральному Собранию. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/65418 (дата обращения: 15.02.2022).

Ковригин В. В. Этноцентризм в казахских учебниках истории // Психология образования в поликультурном пространстве. 2015. № 30 (2). С. 40-45.

Концептуальные основания политики памяти и перспективы постнациональной идентичности / В. Н. Сыров [и др.]. Томск: Издательский Дом ТГУ, 2019. 224 с.

Ассман А. Длинная тень прошлого: Мемориальная культура и историческая политика. М.: Новое литературное обозрение, 2014. 328 с.

Зуева Л.И., Нурлигенова З. Н. Разработка школьных учебников по истории Казахстана в условиях перехода на 12-летнее образование // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2016. № 5. С. 127-129.

Зуева Л. И. Дискуссии вокруг школьного образования и казахстанские учебники по национальной истории. URL: https://articlekz.com/article/15710 (дата обращения: 20.02.2022).

Масанов Н., Савин И. Россия в казахских учебниках истории // Старые и новые образы в современных учебниках истории. М., 2003. С. 301-312.

Медеуова К. А. К вопросу о типологии практик памяти в Казахстане // Yлкен Алтай әлемі - Мир Большого Алтая - World of Great Altai. 2016. 2 (3.1). С. 450-458.

Нора П. Всемирное торжество памяти. URL: http://magazines.russ.ru/nz/2005/2/nora22.html (дата обращения: 19.02.2022).

Нора П. Проблематика мест памяти // Франция-память. СПб: Изд-во Санкт-Петербургского университета, 1999. С. 17-50.

Тишков В. А. Этнология и политика. Научная публицистика. М.: Наука. 2001. 240 с.

Учебное пособие по истории Казахстана для учащихся 8-х классов. Алма-Ата: Казахское государственное учебно-педагогическое изд-во, 1958. 48 с.

Зуева Л. И. О задачах преподавания истории Казахстана в средней школе по новым программам. URL: https://articlekz.com/article/6690 (дата обращения: 30.01.2022).

Турлугулов Т. Рассказы по истории Казахской ССР: пособие для IV класса. Алма-Ата: Мектеп, 1964. 76 с.

Турлугулов Т. Рассказы по истории Казахской ССР: пособие для V класса. Алма-Ата: Мектеп, 1982. 88 с.

Турлугулов Т. Рассказы по истории Казахской ССР: пособие для 5 класса. Алма-Ата: Рауан, 1991. 94 с.

Календарь знаменательных и памятных дат в образовании на 2020 год: рекомендательный библиографический указатель / сост. К. Ж. Иманбекова; ред. А. А. Насырова. Алматы, 2019. 270 с.

Бекмаханов Е. История Казахской ССР: учебное пособие, VII-VIII классы. Алма-Ата: Мектеп, 1970. 127 с.

Бекмаханов Е., Бекмаханова Н. История Казахской ССР: учебное пособие, 8-9 класс. Алма-Ата: Мектеп, 1989. 127 с.

Бекмаханова Н. История Казахской ССР: учебное пособие, 8-9 класс. Алма-Ата: Рауан, 1991. 112 с.

Такенов А. С. Ермухан Бекмаханович Бекмаханов. URL: http://bibliotekar.kz/kazahstan-v-20-40-gody-xix-veka-e-bekmah/ermuhan-bekmahanovich-bekmahanov.html (дата обращения: 19.02.2022).

Бекмаханова Наиля Ермухановна. URL: http://www.iriran.ru/?q=bekmahanova (дата обращения: 09.02.2022).

Об утверждении Концепции укрепления и развития казахстанской идентичности и единства. URL: https://adilet.zan.kz/rus/docs/U1500000147 (дата обращения: 12.02.2022).

Статья Главы государства «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания». 12 апреля 2017 г. URL: https://www.akorda.kz/ru/events/akorda_news/press_conferences/statya-glavy-gosudarstva-vzglyad-v-budushchee-modernizaciya-obshchestvennogo-soznaniya (дата обращения: 10.04.2020).

Джандосова З. А. История Казахстана: учебник для 10 класса общеобразоват. шк. Алматы, 2019. 256 с.

Кабульдинов З. Е., Кайыпбаева А. Т. История Казахстана (XVIII в. - 1914): учебник для 8 кл. общеобразоват. школы. Алматы, 2008. 304 с.

Кабульдинов З. Е., Калиев Ж. Н., Бейсембаева А. Т. История Казахстана (XVIII-XIX вв.): учебник для 8 (7) кл. общеобразоват. школы. Алматы, 2018. 208 с.

Толеубаев А. Т., Касымбаев Ж. К., Койгелдиев М. К. История Казахстана: учебник для 10 кл. обществ.- гуманит. направления общеобразоват. шк. Алматы: Мектеп, 2010. 240 с.

Артыкбаев Ж. О. История Казахстана: учебник для вузов. Костанай, 2007. 320 с.

Жумаханов Т., Жуматаев Б. Оковы // Казахское ханство (II часть): детская энциклопедия. Алматы, 2011. С. 175-219.

Загрузки

Опубликован

2022-06-24

Выпуск

Раздел

Исторические науки: Этнология, этнография и антропология